Одаренные дети | Дети с проблемами в обучении | |
Особенности в развитии высших психических функций | |
1. Внимание | |
Высокий уровень Умение наблюдать за несколькими процессами одновременно Быстрая переключаемость Длительное сохранение интенсивного внимания Высокий объем внимания | Рассеянное внимание Высокая отвлекаемость Быстрая утомляемость Низкий объем внимания Большие трудности в переключении Неспособность к сохранению интенсивного внимания | |
2. Мышление | |
Абстрактное мышление Способность классифицировать и категоризировать информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания Склонность к систематизации Потребность к познанию и стимулированию разума Ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу Полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность Взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слова и действий) Яркие, широкие, конкретные познавательные интересы Принятие и решение практических задач, требующих предварительн6ого планирования и самоконтроля | Наглядно-действенное Слабые (или отсутствуют) способности к классификации, неспособность использовать накопленный опыт Отсутствие склонности к реорганизации Избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности Познавательная ригидность, инфантилизм, безынициативность Отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля Большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями Слабые проявления познавательных интересов Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов Непринятие или непонимание условий задачи | |
3. Речь | |
Ранняя Большой словарный запас | Поздняя Маленький словарный запас | |
4. Память | |
Превосходная: - способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума» - повышенная биохимическая и электрическая активность мозга - хорошо развиты все виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная), но особенно ярко – словесно-логическая Основные особенности: Произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно и долговременно | Проблемная: -непринятие большого количества информации -потребность в заучивании (многократное механическое повторение для запоминания) - неспособность удержать информацию длительное время - большие проблемы со словесно-логической памятью (трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст) - особо хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, психологическое ощущение ребенка Особенности: Кратковременность | |
5. Воображение | |
Ярко развитие воображение, постоянная потребность фантазировать | Слабое воображение, неспособность к фантазированию | |
Психосоциальные аспекты | |
Сильно развито чувство справедливости: - наличие личной системы ценностей - хорошо развитое чувство юмора - неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам» - эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи Эгоцентризм – проецирование своего восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному - социальное непринятие со стороны сверстников - обостренное чувство самовосприятия - трудности в достижении близких отношений с другими людьми - преобладание лидерской позиции - легкость в поверхностном общении с разными людьми - способность к партнерству, сотрудничеству | Наличие чувства несправедливого отношения к себе других людей: - отсутствие личной системы ценностей - неразвитое чувство юмора - избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи - эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи - неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих - ограниченный контакт со сверстниками, как следствие, социальное непринятие с их стороны - обостренное чувство самовосприятия - трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия - преобладание лидерской позиции - преобладание ведомой позиции или протеста против педагогического «натиска» | |
Психофизиологические характеристики | |
- всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения - чаще всего дети отказываются от дневного сна, мало спят - могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему - могут вступать в межличностные конфликты - могут «застревать» на своей точке зрения - тяжело переживают психологические травмы - требуется частая смена форм и видов деятельности, т.к. ребенок быстро справляется с любым заданием, а так же выполняет только то, нравится ему | - всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения - чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил - психомоторное развитие происходит сравнительно ровно - могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему - могут вступать в межличностные конфликты - могут «застревать» на своей точке зрения - тяжело переживают психологические травмы - нуждаются в частом отдыхе на каждом этапе работы | |