Функции идеологии в духовной жизни группы

ГЛАВА 8

Духовная жизнь группы

1. Функции идеологии в духовной жизни группы

2. Духовные основания семьи как первичной социальной группы

3. Теория исследования духовной жизни группы (на примере молодежи)

Функции идеологии в духовной жизни группы

Феномен идеологии рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях в разных смыслах.

1. В современной западной философии идеология определяется как «ложное классовое сознание» или суеверие (Юзеф Бохеньский).

2. Идеологией считается любое мировоззрение, точка зрения.

3. «Все содержание духовной жизни человеческого общества, то есть религию, искусство, политические взгляды» (К. Маркс)

4. Идеология противоречива, так как она определена областью общественного интереса, который выступает водоразделом между идеологией и наукой как отражением объективных законов (П. Алексеев и В. Барулин).

Таким образом, идеология представляет собой духовной явление, существующее всегда во множестве исторических вариантов. Идеология представляет собой духовную власть социальной общности, выражает ее интересы и использует наиболее оптимальную для данной общности, сформированную под нее модель. В идеологической структуре общества выдвигается теоретическое содержание. Основу идеологии составляют социальные учения и концепции: философские, эстетические, этические, социологические идеи и ценности. Эти учения с различных сторон и свойственным им образом отражают многогранность и сложность объективного мира и роли человека в нем [4].

Среди западных ученых распространена точка зрения о том, что идеология противопоставлена естественным и социальным наукам. Но между ними можно проследить определенную связь: знания, добываемые в естествознании, служат для формирования идеологических идей. В социальных и естественных науках существуют идеологические проблемы (философские проблемы физики, химии, биологии и т.д.). Этот аспект поднимается, когда рассматриваются фундаментальные проблемы и основополагающие принципы этих наук. Социально-гуманитарные науки также связаны с идеологией – культурология, религиоведение, этнография и другие. Полностью идеологическими считаются такие науки как этика, эстетика, политология и т.д.

Западногерманский социолог Ойген Лемберг (1971) считает, что идеология представляет собой определенную систему ценностей (художественных, нравственных, социальных), понимаемую субъективно. Она не содержит объективной истины и основывается на эмоциональном отношении к объекту познания. Принципиально отвергается возможность существования идеологии, основанной на научных знаниях.

Идеология выходит из теоретической сферы в социальную действительность, в практику социальных сфер жизни общества посредством системы ценностей, в которых отражаются интересы и потребности, цели и задачи социальных групп и общества в целом. Она призвана вызывать активные действия индивидов, мобилизовывать их для реализации целей и задач, определенных в идеологических программах.

Идеология как феномен имеет свои характерные черты:

— дает целостную картину мира, акцентируя внимание на роли в этом мире человека;

— интегрирует знания предыдущих поколений, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий;

— стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя действия людей и общества;

— является организующей формой общественной жизни, побуждающей действовать и жить.

Функции идеологии:

1) познавательная – определяет систему знаний, полученных в сфере духовной жизни и на основе опыта социальных групп;

2) оценочная (аксиологическая) – дает конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения (нравственных, эстетических, правовых и т.д.);

3) программно-целевая – показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует поведение индивидов;

4) футурологическая – моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества;

5) интегрирующая – обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурной практики общества;

6) защитная – обеспечивает конкурентное взаимодействие с другими идеологиями (борьба или сосуществование);

7) социально—организующая – определяет принципы организации и управления жизнью общества.

Идеологическая структура определяет развитие общества, но оно имеет обратное воздействие на идеологическое учение. В изменившихся условиях старое идеологическое учение уже не соответствует новым социальным процессам, поэтому возникает необходимость модернизации, реформы старой идеологии или создания новой. Только идеологии, дающие целостное знание и представление о мире и роли человека в нем, могут стать основой формирования и развития духовно богатой личности.

Наши рекомендации