Осн.подх. к объяснению пс.разв. в в.пс.(натуралистич. И социолог.концепции пс.разв.чел)

Предмет, стр-ра Возрастной Психологии. Натуралистич. И социалистич.концепции психич.развития

В.П. – отрасль пс.науки, которая изучает закономерности этапов пс.разв. и форм. Личности на протяжении онтогенеза чел.: от рожд. до старости.

Как самост. Наука возникла в конце 19 века. Отцом дет.пс.счит.Вильем Прейер(1882-«Душа ребенка»).

Предмет в.п. ,аспекты: 1. Изуч.факты и закон-ти псих.разв. здорового чел.

1. Закон-ти перех. С 1-го возр. Этапа на др.

2. Развернутые пс.хар-ки людей разн. Возр.групп

3. Движущие силы и усл.пс.развития

4. Изучает понятие «возраст»

5. Изучает 3 типа изм. На протяж.жизни чел.:а.) эволюц.- медлен.колич. и кач. Изм.

Б)революц.- бурные,резкие,кот. Связаны с возр.кризисами

В) ситуационные- те изм. ,кот. Происх. Под влиянием обучения и воспитания.

Задачи:1.Теоретич.:а) реконструировать историю становления осн.подходов, кот.объясняют процесс пс.разв.

Б)разраб. И уточнить осно.понятия в.п.

В)уточнить понятие «возраст» и на основе этого разраб.целостную пс. Периодизацию

Г) уточнить понятие пс.нормы

2. Практические: а) орг.оптим.норм дет.дея-ти

Б)Оказ.пс.помощи в разл.возр.периоды(особенно в кризисы)

Разделы в.п (Головин И.Ю.):детская пс; пс.подростка; пс. Юности; пс.зрелости(взрослости); пс.старости- геронто пс.

Осн.подх. к объяснению пс.разв. в в.пс.(натуралистич. И социолог.концепции пс.разв.чел)

В натурал. Теориях осн.фактором пс.разв. чел. Явл. Биолог.фак-р (задатки,инстинкты), а в социлог.теориях- соц.фактор.

Натур.теории возникли раньше. Выдел. 4 натур.теории: теория рекопитуляции; нормативный подх; теор.3-х ступеней; теория конвергенции 2-х факторов

1. Теория рекопитуляции

Автор –Ст.Холл. Согл. Теории в осн. Пс.разв. лежит биогенетич.закон,разраб. Учеником Дарвина-Генкелем. Согл.эт.закону зародыш в своем эмбриональном развитии прох. Те же стадии, что и весь род за время своего сущ. На осн.эт.закона, по мнен.Холла онтогенетич.разв.психики чел.- есть краткое повторение стадий филогенетич.разв.психики.чел. Послед-ть стадий задано генетически. Миновать как. Из них нельзя. Поэт. Мног. Из стадий реб переживает во сне и игре.

2. Нормативный подход. Автор Геззел Арнольд. По мнению автора, разв. – это прост. Колич. Изм., кач.изм. автор не учитывал.

Осн. Показ-ль пс.разв. – изм.его темпа: максим.темп развития на нач.этапах и миним. В конце. Автор явл. Основателем детской пс.как норматив.дисциплины.

3. Теория 3-х ступеней. Автор Карл Бюмлер. В осн.пс.разв. лежат врожд.стр-ры. кот. самораскрываются в проц. жизни. Автор выделяет 3 ступени разв.:инстинкт; дрессура – образование усл.рефлексов; интеллект.

Выделение этих ступеней связано не только с созреванием мозга, но и с переживанием удовольствия от вып.д-ия. Движ. Силой пс.разв. явл. Перех удовольствия с конца на начало. На 1-ой стадии – сначала действие, потом удовольствие.

На 2-ой стадии – д-ие и уд-ие вместе.

На 3-й стадии – сначала чел.представляет какое уд-ие он получ., а затем вып. Д-ие.

Автор отождествил пс.разв.жив. и чел., что неправомерно.

4. Теория конвергенции (сближениек) 2-х ф-ров. Автор Вильем Штерн.

Согл.теории чел.рожд. с опред.задатками, инстинктами- это первый(болог.) фак-р разв. Возд. Среды – второй(соц) фактор.

Развитие – это рез-т сближения внутр.данных с внеш.обст.-ми. Пс.разв. – самораскрытие имеющихся у чел.задатков, кот.опред. той соц.средой, в кот. Вданный момент нах-ся. Автор счит, что неправомерно ставить вопрос о том, развив. Ли пс. Ф-ции извне или изнутри – влияет и то и др., но в разн.жизн. периоды по-разному. Поэтому необх,учит.сензитив.период./В эт.теории,хотя и рассм. Соц.фак-р , но он вытуп. Лишь в кач.усл. пс.разв. Осн. Остается билог., поэтому теория отн. К натуралистич.

Социологич.теории – родонач.Дюргейм.С его т.зр.реш.роль в пс.разв. чел. Игр.коллектив.представл.больш.общностей людей(обычаи,традиции,вероисповед). Развитие происх. Благодаря усвоению обычаев,традиций. Усвоение происх.благ. подражанию, а со способн. К подражанию чел.- рождается. Осн.мех пс.разв. интериоризация (сост.перехода внеш. Во внутр)/По мнен.П.Жане, разв. – это образование разл.рода связей чел. С природой, обществом. Соц.взаимотн.явл. основой псих.развития. По мнен. М.Мид различия в сп-ти и хар- ре чел. Зависят от того, чему и как его учат.

Наши рекомендации