Ощущение и восприятие как формы чувственного познания

Ощущение как элементарный психический процесс. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Пространственно-временные, качественные и энергетические характеристики ощущений. Основной психофизический закон. Виды ощущений. Материальный субстрат ощуще­ний. Функции ощущений. Сенситивность как природное свойство лично­сти. Проблема моделирования человеческих ощущений как путь разви­тия современных информационно-технических систем.

Восприятие как познавательный процесс. Отличие ощущений от восприятия. Ассоциация ощущений как основа восприятия. Характерис­тика образа восприятия: целостность, структурность, константность, динамичность, объективированность, обобщенность, логичность и ос­мысленность. Образ восприятия как регулятор сложных движений человека. Роль образа в формировании двигательных навыков человека. Восприятие как процесс. Факторы, влияющие на адекватность восприя­тия. Восприятие человека человеком. Типичные ошибки восприятия че­ловека человеком и их учет в повседневной жизни. Практическая зна­чимость знания законов восприятия в повседневной жизни. Как нау­читься избегать ошибок в восприятии и толковании другого человека. Как создать приятное впечатление о себе.

Психология внимания и внимательность как свойство личности.

Общая характеристика внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания и методикиих определе­ния: устойчивость, объем, распределенность, концентрация, переклю­чение. Теория А.А.Ухтомского о доминанте как мозговом механизме внимания. Экспериментальное формирование внимания у детей. Факторы, определяющие внимание. Внимание и наблюдательность как особенность личности. Тренинг наблюдательности. Внимание и интеллект. Техноло­гия овладения вниманием аудитории. Практическая значимость знания законов внимания в повседневнойжизни. Как развить у себя способ­ности к концентрации, распределению, переключению внимания. Как

преодолеть рассеянность. Как всегда быть внимательным и не уста­вать.

Мнемические процессы.

Общая характеристика памяти. Развитие форм материи и память: физическая, химическая, генетическая, физиологическая, психологи­ческая. Функции памяти. Память как предпосылка целостности и ста­бильность личности. Подпроцессы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Классификация памяти в свя­зи с видом анализатора: зрительная, слуховая, двигательная, обоня­тельная, вкусовая, тактильная и др. Другие классификации: кратко­временная. оперативная и долговременная, механическая и смысловая, образная и логическая. Методики изучения памяти. Закономерности памяти. Факторы, влияющие на память. Рациональные приемы запомина­ния. Гигиена памяти. Теоретические модели памяти. Мозговые механизмы памяти. Упражнения, развивающие способность к произвольному запоминанию. Как улучшить свою память.

Мышление и интеллект.

Представление и воображение как основа мыслительного процес­са. Природа мышления. Мышление и другие познавательные процессы. Мышление и инстинкты. Мышление и привычные формы поведения. Мышле­ние как способ решения проблемных ситуаций. Мышление и эмоции. Мышление и чувственное познание. Обнаружение мышлением скрытых при­чинно-следственных связей. Виды мышления. Методики изучения мышле­ния. Мышление и понимание. Мышление и сознание. Основные операции как стороны мыслительного процесса: сравнение, анализ, синтез, аб­стракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления; су­ждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и образ. Мышление и мысль. Мышление и речь. Конвергентное и дивергентное мышление. Творческое мышление. Теории мышления в психологии. Технологии активизации мышления. Индивидуальные особен­ности мышления и личность. Понятие об интеллекте. Интеллект как совокупность познавательных способностей. Природа интеллекта. Структура интеллекта. Истоки интеллекта. Факторы интеллектуального развития: генетические факторы, факторы окружающей среды. Измере­ние интеллекта. Интеллект человека и интеллект животных. Интел­лект компьютера и интеллект человека. Субъективность и тенденциоз­ность интеллекта как причина непонимания человека человеком. Исто­рия человеческого интеллекта. Роль интеллекта в работе инженера-конструктора. Как развить свой интеллект. Тренинг интеллектуально­го развития. Психология творчества.

Наши рекомендации