Познание. Диалектика субъекта и объекта познания. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие

Билет 1. 1. Формационная концепция общественного развития.

1. Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости. В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни. Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

2. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

познания передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно;

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.

Структура познания.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Исходным пунктом познания, его основой является отношение субъекта и объекта, их взаимодействие. Проблема субъекта - это, прежде всего, проблема его познавательных способностей, их влияния на познавательную деятельность и возможность достижения истинных знаний. В широком смысле слова субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъект познания - это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания.

Объектом познания обычно называют фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Иначе говоря, объектом познания является все то, что не принадлежит субъекту и противостоит ему в познании.

Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В классической философии процесс познания и рассматривался как отношение противопоставленных друг другу субъекта и объекта. При этом сама природа субъекта толковалась различным образом.

1. Объектно-натуралистический подход: главная роль отводится объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.

2. Гносеологический подход: субъект познания выступает как совокупность познавательных способностей, основывающихся на ощущениях, восприятиях, представлениях, то есть - на формах чувственного опыта.

3. Субъектно-рефлексивный подход: предпочтение отдается творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания.

4. Современный, деятельностный подход. определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности, субъект познания всегда социально обусловлен, познавательная деятельность субъекта направляется и организуется определенной социокультурной программой, все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны и историчны, изменяются с развитием общества

Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется при помощи органов чувств человека в наглядно-образной форме, направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте, отражает признаки предметов в их случайном проявлении. Результатом чувственного познания является идеальный образ, лишенный каких-либо физических параметров. Он формируется в процессе активной приспособительной деятельности организма к окружающей среде. Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Чувственное и рациональное - это два элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности. Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него, а чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.

Наши рекомендации