Вопрос №15 Экзистенциальный кризис развития человека.

Экзистенциальный кризис (лат. existentia – существование; др.-греч. κρίσις – решение, поворотный пункт) — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Во время такого кризиса человек может испытывать: · чувство изолированности и одиночества; · осознание собственной смертности, или уверенность в отсутствии загробной жизни; · осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни простого, кроме как жизнь ради жизни; · разрушение чувства реальности или взглядов на мир; · осознание собственной свободы и последствий от её принятия или отклонения; · крайняя степень переживания наслаждения или боли, побуждающая к поиску смысла. Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией. Его также часто связывают с кризисом среднего возраста. Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.   Что представляет собой экзистенциальный кризис? Любой экзистенциальный кризис начинается с того момента, когда человек задумывается о своем существовании в этом мире. Могу ли я вообще жить в этом мире, есть ли у меня ресурс для того, чтобы справиться с теми сложностями, которые мне подбрасывает жизнь? Какой этот мир? Как он меня принимает? Где мне искать опору в нем? Удовлетворен ли я качеством моей жизни? Кто я? Какой я? Принимает ли меня мир и таким, какой я есть? И какой смысл моей жизни? Какие задачи передо мной стоят в этом мире? Эти размышления касаются условий, при которых вообще возможно существование человека. Для того, чтобы человек был мотивирован жить, то есть хотел жить, он должен положительно ответить на вопросы: Могу ли я быть в этом мире? Хороша ли моя жизнь? Имею ли я право быть таким? Какие жизненные задачи для меня главные? Существуют четыре фундаментальных мотиваций существования. (Концепция четырех фундаментальных мотиваций существования А. Лэнгле ) Первая мотивация отвечает на вопрос: Могу ли я быть в этом мире? Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть». Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть. Они более спокойны к данностям существования. Мы приходим в этот мир все разные и при разных обстоятельствах. Люди, которые спокойно принимают данности существования, направляют свое внимание и усилия на создание и сотворение своей жизни в рамках заданного как можно лучше и удобнее для себя. Они наполняют собой и своими интересами уже заданную форму. Есть дом и можно создать уют в нем или плакать что стены не там и не того размера. Нет истерики, есть планы, стратегии, работа. Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная жизнь, которую я хочу жить. И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь, то может возникать много бессильной ярости, отчаяния и желания бежать. Даже есть такой анекдот «как испортить себе день рождения». Важно в подробностях придумать как я хочу, чтобы прошел этот день. И тогда любая мелочь и несоответствие придуманному сценарию будет все больше и больше портить мне настроение, выбивать меня из равновесия. В первой фундаментальной мотивации основная задача научиться принимать и выдерживать. Суть принятия – «я могу быть, и это может быть». Принять означает дорасти до спокойствия в отношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать. Последствия принятия – возникает чувство доверия к миру, переживаемое как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных, выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы рационального. Вторая мотивация существования задается вопросом: Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь? Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить». Это тема депрессий. В рамках второй фундаментальной мотивации речь идет о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открывается человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь; страдания – такая же естественная сторона жизни, как и радость. Следует также понять, что отражают чувства, о чем они говорят, что они означают. Если человек закрыт от негативных чувств, то он одновременно закрывается и от позитивных переживаний, тогда он и не сможет в полной мере наслаждаться жизнью. Нельзя отключить только негативные эмоции, отключается все сразу. Это искусство наслаждаться жизнью и глубоко страдать о потери ценности. Третья фундаментальная мотивация: Имею ли я право быть таким? Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в суждении, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. Мы всегда немножко наблюдаем, присматриваем за собой во время взаимодействия с другими людьми. Хорошо, если оценивание себя происходит через согласование ситуации, моих действий в ней, ценности происходящего, с собой, собственной сущностью. Это справедливо называется совестью, сохранением верности себе. Но ведь часто согласование происходит не с собой, а с мнением авторитетных людей, которых я держу все время в моей голове. И тогда человек оказывается сбит с толку и все время задается вопросами: А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю? Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью. Решив для себя вопрос «имею ли я право быть таким, какой я есть?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем. Не нужно прятать, скрывать свое ; можно предстать перед другими, не стыдясь за свои мысли, чувства, биографию, идеалы, цели. Человек способен стоять за себя, смотреть самому себе в глаза и не боятся быть самим собой перед другими. Таковы последствия развития самоценности личности, способность постепенно становится самому себе окончательным судьей. Когда человек оправдан в собственных глазах, он может смело предъявлять свои решения или плоды своих трудов на суд людей. А следствием высокой самоценности личности является готовность к Диалогу: только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я Другого. Если мы хотим быть самим собой, мы не можем не прилагать усилия, чтобы любить и ценить другого. Четвертая мотивация. Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жизни? В каком контексте нахожусь? Что я должен делать? Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму , чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности. Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных. Основная задача для человека в этой мотивации стать способным реализовать свою сущность среди вызовов нашего беспокойного мира. Должно быть активировано, «стать живым» то, чем человек по своей сути является, и, особенно, то, чем он может и должен быть. Став самим собой, человек в диалоге с миром проживает свое призвание, находясь там, где он больше всего нужен. Основная работа заключается в том, чтобы научится жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека, его подлинность. А далее на следующей стадии подойти к этапу, на котором человек занимает определенную позицию по отношению к самому себе и окружающему миру. В ходе такой работы формируется: уважительное внимание по отношению к себе; справедливое отношение к самому себе, принятие себя всерьез. Человек становится открытым по отношению к себе, что дает хорошую точку опоры в контакте с другими, уверенность в себе; появляется признание ценности самого себя, адекватная оценка самого себя, благодаря этому более легко и менее травматично переживается критика со стороны других людей. Это ведет к тому, что человек становится более сильным, у него появляется прочный тыл перед лицом внешнего мира и его оценок.  

Наши рекомендации