Ощущение и восприятие как формы чувственного познания
Ощущение как элементарный психический процесс. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Пространственно-временные, качественные и энергетические характеристики ощущений. Основной психофизический закон. Виды ощущений. Материальный субстрат ощущений. Функции ощущений. Сенситивность как природное свойство личности. Проблема моделирования человеческих ощущений как путь развития современных информационно-технических систем.
Восприятие как познавательный процесс. Отличие ощущений от восприятия. Ассоциация ощущений как основа восприятия. Характеристика образа восприятия: целостность, структурность, константность, динамичность, объективированность, обобщенность, логичность и осмысленность. Образ восприятия как регулятор сложных движений человека. Роль образа в формировании двигательных навыков человека. Восприятие как процесс. Факторы, влияющие на адекватность восприятия. Восприятие человека человеком. Типичные ошибки восприятия человека человеком и их учет в повседневной жизни. Практическая значимость знания законов восприятия в повседневной жизни. Как научиться избегать ошибок в восприятии и толковании другого человека. Как создать приятное впечатление о себе.
Психология внимания и внимательность как свойство личности.
Общая характеристика внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания и методикиих определения: устойчивость, объем, распределенность, концентрация, переключение. Теория А.А.Ухтомского о доминанте как мозговом механизме внимания. Экспериментальное формирование внимания у детей. Факторы, определяющие внимание. Внимание и наблюдательность как особенность личности. Тренинг наблюдательности. Внимание и интеллект. Технология овладения вниманием аудитории. Практическая значимость знания законов внимания в повседневнойжизни. Как развить у себя способности к концентрации, распределению, переключению внимания. Как
преодолеть рассеянность. Как всегда быть внимательным и не уставать.
Мнемические процессы.
Общая характеристика памяти. Развитие форм материи и память: физическая, химическая, генетическая, физиологическая, психологическая. Функции памяти. Память как предпосылка целостности и стабильность личности. Подпроцессы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Классификация памяти в связи с видом анализатора: зрительная, слуховая, двигательная, обонятельная, вкусовая, тактильная и др. Другие классификации: кратковременная. оперативная и долговременная, механическая и смысловая, образная и логическая. Методики изучения памяти. Закономерности памяти. Факторы, влияющие на память. Рациональные приемы запоминания. Гигиена памяти. Теоретические модели памяти. Мозговые механизмы памяти. Упражнения, развивающие способность к произвольному запоминанию. Как улучшить свою память.
Мышление и интеллект.
Представление и воображение как основа мыслительного процесса. Природа мышления. Мышление и другие познавательные процессы. Мышление и инстинкты. Мышление и привычные формы поведения. Мышление как способ решения проблемных ситуаций. Мышление и эмоции. Мышление и чувственное познание. Обнаружение мышлением скрытых причинно-следственных связей. Виды мышления. Методики изучения мышления. Мышление и понимание. Мышление и сознание. Основные операции как стороны мыслительного процесса: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления; суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и образ. Мышление и мысль. Мышление и речь. Конвергентное и дивергентное мышление. Творческое мышление. Теории мышления в психологии. Технологии активизации мышления. Индивидуальные особенности мышления и личность. Понятие об интеллекте. Интеллект как совокупность познавательных способностей. Природа интеллекта. Структура интеллекта. Истоки интеллекта. Факторы интеллектуального развития: генетические факторы, факторы окружающей среды. Измерение интеллекта. Интеллект человека и интеллект животных. Интеллект компьютера и интеллект человека. Субъективность и тенденциозность интеллекта как причина непонимания человека человеком. История человеческого интеллекта. Роль интеллекта в работе инженера-конструктора. Как развить свой интеллект. Тренинг интеллектуального развития. Психология творчества.