Общие методические указания

Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения

Свердловской области

«Нижнетагильский государственный профессиональный колледж

имени Никиты Акинфиевича Демидова»

Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании ПЦК Зав. отделением

_______О.М.Госькова _______М.Ф. Кравченко

«__»__________2015г. «___»______________2015г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине «Менеджмент»

Для студентов заочного отделения

специальность 38.02.07. «Банковское дело» (углубленная подготовка)

Разработчик: Т.Э. Шакирзянова - преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания ………………………………………………………...…4

2. Структура и содержание учебной дисциплины ……………………………………...…5

2.1. Объем учебной дисциплины по заочной форме обучения ……………………..…....….5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……………………..………...5

2.3. Примерная тематика обзорных занятий по заочной форме обучения …………………8

2.4. Примерная тематика практических занятий по заочной форме обучения ……..………8

3. Перечень теоретических вопросов для выполнения домашней контрольной работы....8

4. Перечень программированных заданий для выполнения контрольной работы….….....9

5. Перечень практических заданий для выполнения контрольной работы………….…..21

6. Литература……………………………………………………………… .. ………….….…24

7. Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам………………………….26

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В условиях становления рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации, но и методы управления, поэтому учебным планом специальности «Банковское дело» предусмотрено изучение дисциплины «Менеджмент».

Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности. Основные задачи курса:

обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-оперировать основными понятиями и категориями менеджмента;

-планировать и организовывать работу подразделения; проектировать организационные структуры управления; применять в профессиональной деятельности приемы и методы эффективного делового общения; принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

знать:

-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

-факторы внешней и внутренней среды организации; основные виды организационных структур, принципы и правила их проектирования; процесс принятия и реализации управленческих решений;

-функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; систему методов управления;

-виды управленческих решений и методы их принятия;

-стили управления; сущность и основные виды коммуникаций;

- особенности организации управления в банковских учреждениях;

Данное методическое пособие составлено для выполнения студентами заочного отделения домашней контрольной работы в межсессионный период. Это пособие включает в себя перечни теоретических вопросов, практических заданий и программированных заданий.

При подготовке к работе студент заочного отделения должен изучить соответствующий теоретический материал. Результатом готовности студента к сдаче лабораторно-экзаменационной сессии должна являться выполненная и положительно оцененная контрольная работа. Контрольная работа должна быть выполнена в строгом соответствии с шифром студента. При необходимости преподаватель имеет право изменить выполняемый вариант, что должно быть отмечено на титульном листе сданной работы.

При определении вопросов и заданий для контрольной работы студенты должны использовать таблицу распределения вопросов и заданий по вариантам. На пересечении предпоследней и последней цифры шифра указаны необходимые задания.

Контрольная работа может быть зачтена, не зачтена или оценена дифференциальною по усмотрению преподавателя. В том случае, если работа студента не зачтена, она должна быть возвращена с замечаниями преподавателя на доработку студенту. Выполненная контрольная работа студентами заочного отделения свидетельствует о степени подготовки их к очередной лабораторно- экзаменационной сессии и допуску к экзамену.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

2.1. Объем учебной дисциплины по заочной форме обучения

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
1. Подготовка рефератов, сообщений. 2. Работа с учебной литературой
Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Менеджмент»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практических и самостоятельных работ обучающихся по дисциплине «Менеджмент»
1 2
Раздел 1. Основные категории менеджмента
Введение Содержание учебного материала Сущность и происхождение понятия "менеджмент". Цели и задачи курса. Взаимодействие менеджмента с другими дисциплинами. Роль курса в подготовке будущих специалистов. История развития менеджмента.
Тема 1.1. Управление и менеджмент Содержание учебного материала Сущность понятия "управление", его отличие от менеджмента. Основные виды управления, и место менеджмента среди них. Сущность и содержание понятия «менеджмент». Цели и задачи менеджмента. Объект, субъект управления. Основные принципы и закономерности управления. Значение менеджмента в современном мире.
Тема 1.2. Организация и менеджмент Содержание учебного материала Организация: общее понятие, основные черты. Необходимость управления организацией. Организация как совокупность ресурсных элементов. Организация как совокупность факторов. Организация как элемент среды. Факторы, воздействующие на организацию. Косвенные факторы воздействия. Факторы непосредственного (прямого) воздействия на организацию. Формальные и неформальные организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Иерархия управления.
Тема 1.3. Функции и методы менеджмента Содержание учебного материала Управленческий цикл. Сущность и характеристика основных функций управления предприятием. Взаимосвязь функций менеджмента. Методы управления: сущность и виды. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Правовые методы управления. Социально-психологические методы управления. Значение методов управления, область и особенности применения.
Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой. Реферат на тему «Научные подходы к управлению»
Раздел 2. Стратегия
Тема 2.1. Планирование и контроль Содержание учебного материала Планирование деятельности предприятия: общая характеристика. Основные виды планирования. Процесс планирования, его основные этапы. Миссия организации: факторы влияния, сферы влияния. Функции миссии. Сущность целей организации. Классификация целей. Иерархия целей. Основные принципы разработки целей. Требования, предъявляемые к правильно сформулированным целям. Основные этапы формирования целей. Сущность, основные виды и этапы контроля. Основные сферы контроля в организации. Учет и мониторинг. Самоконтроль.
Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой. Составление модели жизненного плана (письменная работа в виде схемы).
Тема 2.2. Стратегия организации Содержание учебного материала Типы стратегий бизнеса. Области выработки стратегий. Эталонные стратегии развития. Шаги определения стратегии. Выбор стратегии. Стадии выполнения стратегии. Основные методы разработки стратегии.
Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой. Подготовка сообщений этапов определения стратегии и тактики конкретного предприятия.
Раздел 3. Организационные процессы
Тема 3.1. Принятие решений Содержание учебного материала Управленческие решения, их виды. Этапы разработки и принятия решений. Изучение проблемы, уяснение цели, ситуации, анализ информации, подготовка альтернативных вариантов решения, принятие оптимального решения. Реализация решений и контроль за их выполнением. Тип мышления при принятии решений. Уровни принятия решений в организации. Стили принятия решений в организации.
Практическое занятие 1:Упражнения по принятию индивидуальных и коллективных управленческих решений.
Самостоятельная работа: Реферат «Управленческие решения в условиях риска»
Тема 3.2. Власть и лидерство в организации Содержание учебного материала Власть: сущность понятия, классификация его видов. Влияние и авторитет. Источники власти в организации. Отличие менеджера от лидера. Сущность и содержание лидерского стиля. Общая характеристика лидерских теорий. Традиционные 3 стиля руководства К. Левина: демократический, авторитарный и либеральный. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Мутона.Управление конфликтами.
Самостоятельная работа:Определение стиля управления по «Решетке менеджмента». Разбор конкретных ситуаций по взаимоотношениям и взаимодействию руководителей и подчиненных. Оценка действий руководителя: работа с учебной литературой.
Тема 3.3. Коммуникации в управлении Содержание учебного материала Общее понятие коммуникаций в управлении организацией. Сущность и основные элементы коммуникационного процесса Сущность и характеристика основных коммуникационных стилей. Невербальная коммуникация. Информационные потоки, состав, виды и требования, предъявляемые к информации. Материально-техническая база информации. Новые информационные технологии.
  Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой. Подготовка сообщений «Современные информационные технологии»
Раздел 4. Этика делового общения.
Тема 4.1. Деловое общение Содержание учебного материала Деловое общение. Кодекс делового общения. Правила служебной этики. Деловые отношения руководителя и подчиненных. Деловое совещание. Классификация деловых совещаний. Организация проведения совещаний. Протокол совещания. Переговоры. Подготовка, проведение и завершение деловых переговоров. Анализ итогов деловых переговоров. Телефонные переговоры.
Практическое занятие 2:Составление плана поведения совещаний, переговоров, бесед.
Тема 4.2. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности Содержание учебного материала Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.
Раздел 5. Управление персоналом и мотивация труда.
Тема 5.1. Управление персоналам организации Содержание учебного материала Система управления персоналом организации. Сущность и задачи управления персоналом. Методология управления персоналом. Содержание и задачи кадровой политики. Формирование и рациональное использование трудового потенциала. Адаптация и развитие персонала. Планирование трудовой карьеры работников.
Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой. Реферат «Теории мотивации».
Тема 5.2. Мотивация трудовой деятельности Содержание учебного материала Сущность понятия мотивация. Мотивация и мотивирование. Стимулы и мотивы. Стимулирование. Основные элементы мотивационного процесса. Мотивационная структура, ее сущность и содержание. Основные элементы мотивационной структуры. Потребности человека: сущность и виды; материальные и нематериальные потребности человека. Мотивационные предпочтения. Интересы, ценности и ценностные ориентации: сущность, виды и значение в менеджменте и трудовой деятельности. Теории мотивации: классификация.
Практические занятия 3,4:Оценка систем мотивации на конкретном предприятии.
Всего:

Наши рекомендации