Задания для самостоятельной работы. 1. Чтобы понять, какие факторы общения снижают результативность работы группы, можно ответить на следующую систему вопросов:
1. Чтобы понять, какие факторы общения снижают результативность работы группы, можно ответить на следующую систему вопросов:
1. Какие роли исполняют члены группы?
2. Выделился ли лидер или лидеры (социальный, интеллектуальный, эмоциональный).
3. Какие психологические эффекты имеют место в процессе работы?
4. Проявляется ли у всех членов группы чувство ответственности за работу?
5. Каков характер общения членов группы (грубость, доброжелательность, деловитость, угодничество)?
6. Какова степень требовательности к работе и поведению членов группы (попустительство, норма, придирчивость)?
7. Проявляется ли творчество, формулируются ли новые оригинальные идеи?
8. Имеет ли место критика и если «да», то каков характер ее восприятия (обидчивость, норма, равнодушие)?
9. Какова степень погрешности в знаниях, информированности?
10. Как обычно организовано пространство в рабочей группе (расстояние по горизонтали и вертикали между членами группы)?
11. Каков темп принятия решений (медлительность, оперативность, суетливость)?
Попробуйте оценить с этой точки зрения успешность коммуникации в коллективе, в котором Вы учитесь или работаете.
2. Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих о манипулятивных действиях со стороны других. «Преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизировалась иррациональная идея. Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать на аргументы и формулировать контраргументы. Согласно исследованиям социальных психологов, в российском обществе получили распространение следующие иррациональные идеи:
я должен (должна)…
брать ответственность на себя;
помочь, если тебя просят;
сочувствовать и понимать;
отблагодарить;
вести себя правильно;
быть мужчиной;
все делать быстро;
нравиться;
контролировать;
устранить несправедливость;
быть оригинальной;
быть смелым;
быть великодушной.
я не должен (не должна)…
отказываться;
терять самообладание;
ссориться, ругать;
платить за любовь.
другие должны…
быть справедливыми, честными;
любить меня;
считать меня порядочным.
другие не должны…
просить у меня денег взаймы;
критиковать меня.
все должны помнить…
«авось пронесет»;
если я больше работал, я больше заслужил;
идея важнее человека;
если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше;
надо подчиняться мнению большинства.
Сформулируйте собственные иррациональные идеи и попытайтесь выяснить, когда и как Вы становились объектом манипуляции.
3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.
Действие инициатора | Объявляемые цели | Истинные цели |
Руководитель настаивает на своем решении | Якобы в интересах дела | Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы |
Деловой партнер оттягивает заключение договора | Под видом борьбы за точность условий | Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером |
Основная литература
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения : учеб. для студентов вузов / Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 294 с.
2. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов / Н.В. Самоукина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 219 с.
Дополнительная литература ■
3. Авдеев В.В. Формирование команды / В.В.Авдеев. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 543 с.
4. Алдер X. НЛП : Современные психотехнологии / Х. Алдер. - СПб. : Питер, 2000. - 160 с.
5. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э. Аронсон / Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 517 с.
6. Аронсон Э. Социальная психология : Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт; пер. с англ. : В. Волохонский и др.; науч. ред. А.Л. Свенцицкий. - СПб.; М. : прайм-ЕВПРЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 558 c.
7. Бэрон Р.С. Социальная психология группы : Процессы, решения, действия / Р.С. Бэрон, Н.Л. Керр, Н. Миллер; пер. с англ. Ю. Ахмедова, Д. Цирулева. - СПб. и др. : Питер, 2003. - 269 с.
6. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. - СПб. : Питер. 2001. - 320 с.
7. Ломова О.С. Деловое общение специалиста по рекламе : учеб. пособие для студентов / О.С. Ломова ; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 236 с.
8. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. В. Гаврилов и др. - СПб. : Питер, 2006. - 793 с.
9. Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. СПб.: Питер, 2004. – 539 с.
10. Павлова Л.Г. Основы делового общения : учеб. пособие / Л.Г. Павлова ; под ред. Л.А. Введенской. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 311 с.
11. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В.Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.
10. Славка Н.В. Психология малой группы : учеб. пособие для вузов / С.П. Славка. – М. : Экзамен, 2004. – 157 с.
11. Чернышова Л.И. Деловое общение : учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 414 с.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Внутреннее время (психологическое время) – переживание человеком последовательности сменяющих друг друга событий, зависящее от биологической природы, личностных смыслов и значений, а также от социальных условий.
Деловое общение – процесс установления и развития контактов в организации, подразумевающий обмен информацией, познание и взаимопонимание, организацию совместной деятельности.
Деструктивное поведение в организации (антисоциальное поведение) – действия работника, предполагающие нанесение вреда или наносящие вред организации или коллегам.
Команда – ограниченное объединение работников с идентифицируемым членством, взаимозависимостью и четко определяемой задачей.
Конформность - изменение в поведении или мнении индивида под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, основанная на непосредственных контактах ее членов, их влиянии друг на друга и чувстве «мы».
Организационная роль – стандартизованная модель поведения работника, занимающего определенную должность.
Профессиональный стресс – состояние нервного напряжения в ответ на требования, предъявляемые работнику.
Психологический контракт – неофициальные отношения взаимных обязательств внутри организации.
Стиль мышления – система интеллектуальных стратегий, навыков, операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей.
Темы рефератов
- Механизмы и принципы делового общения
- Интеллект как фактор успешных деловых контактов
- Стратегии воздействия в организации
- Межличностные отношения сотрудников
- Команда единомышленников на работе
- Предрассудки как фактор деструктивного поведения сотрудников на работе.
- Механизмы взаимопонимания между сотрудниками
- Проблема точности восприятия делового партнера
- Язык как средство коммуникации в профессиональной деятельности.
- Особенности использования невербальных средств общения в деловой среде
- Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общение.
- Манипуляция в общении на работе
- Принципы вежливости в деловой коммуникации.
- Пути формирования психосоциальной устойчивости для успешных деловых контактов
- Деловой имидж
- Индивидуальные детерминанты агрессивного поведения
- Изменение деловых убеждений с помощью НЛП
[1] См., подробнее : Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб. : Питер, 1999. – С.216-220.
[2] См. : Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. – №4. - С.61; Муздыбаев Л. Переживание времени в момент кризисов / Л. Муздыбаев // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. - №4. – С.5-21.
[3] Типы личностной регуляции времени и стратегий действий в разных временных режимах были выявлены в ходе экспериментов в Институте психологи РАН. См. : Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1991. – 325 с.
[4] Технология использования рабочего времени разработана экспертом по рационализации труда менеджеров Л. Зайвертом. См. : Завйверт Л. Ваше время в Ваших руках / Л. Зайверт. – (http://www.koob.ru/seiwert/mehr_zeit_fur_das_wesentliche).
[5] Каппони В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. - СПб. : Питер, 1994. - С.29.
[6] Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.23.
[7] Мучински П. Психология, профессия, карьера. / П. Мучински. - СПб. : Питер, 2004. - С.124.
[8] Лапыгин Ю.Л. Эмоциональный интеллект команды и оценка ее деятельности / Ю.Л. Лопыгин. – (http://www.elitarium.ru/2007/01/31/jemocionalnyjj_intellekt_komandy.html); Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С.20-27.
[9] Тихомиров А. Эмоциональный интеллект / А. Тихомиров. – (http://www.lief.ru/blog/2007/04/emotsionalnyiy-intellekt/).
[10] Цит по : Джуан С. Странности нашего тела / С. Джуан. – М. : РИПОЛ Классик, 2007. – С.44-45.
[11] См. : Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев,
Л.А. Громова. – СПб. : Экономическая школа, 1993. – 479 с.
[12] См. : Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С. 201.
[13] См. : Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2004. - С.287.
[14] См. : Берн Э. Секс в человеческой любви / Э. Берн. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.108-171.
[15] См, подробнее. : Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2008. – С.354-397.
[16] Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2004. - С.314-315.
[17] Цит. по статье, см.: Фенько А. Гороскоп для отдела кадров / А. Фенько // Коммерсантъ Власть. - 2001. - 13 ноября. - С.52-55.
[18] Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2004. - С.374-375.
[19] Теорию стресса создал Г. Селье. См. : Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1982. – 125 с.
[20] См. : Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с.; Миссия НЛП : новейшие американские психотехнологии / пер. с англ.. – М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. – 352 с.; О Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование / Дж. О Коннор, Дж. Сеймор. – ( http:// lib.ru/NLP/nlp.txt).
[21] См. : Алдер Х. НЛП современные технологии / Х. Алдер. – СПб.: , 2000. – с.