Требования к уровню освоения дисциплины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
По направлению 521500
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Самара 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.. 7
2.1 Учебно-тематический план курса. 7
2.2 Содержание курса. 8
3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 22
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. 71
5 ПЕРЕЧЕНЬ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН ВОПРОСОВ.. 85
6 ПРОГРАММА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 87
7 ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 88
8 ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ.. 99
9 ГЛОССАРИЙ.. 114
10 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 130
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организационное поведение — научная дисциплина в системе экономических знаний, которая изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты её деятельности. «Организационное поведение» как дисциплина входит в состав образовательного стандарта направления 521500 - «Менеджмент» и наряду с другими дисциплинами образует основу теоретической подготовки менеджеров.
Длительность курса: курс рассчитан на136 часов учебных занятий,из которых 34 часа – лекции, 34 часа – практические занятия и семинары,68 часов – самостоятельная работа.
Цель преподавания дисциплины.
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе.
В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачи изучения дисциплины.
-закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
-освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации;
- овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
-изучение источников и путей проявления организационнойкультуры;
-приобретение практических навыков по мотивации персонала;
- получение необходимых знаний для правильного формирования рабочей группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости;
- использование при формировании команд типологических профилей личности;
-овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
-получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.
Место учебной дисциплины в учебном процессе
Организационное поведение дополняет такие направления в современной теории менеджмента, как теория организации, организационная психология, управление персоналом и человеческими ресурсами, включая в себя систематический и научный анализ отдельных личностей, групп, организаций и фирм с целью понимания, прогнозирования и управления поведением индивидуумов и коллективов для улучшения показателей их работы, а в конечном итоге — и для повышения эффективности деятельности организаций, частью которых они являются.
Организационное поведение охватывает важные аспекты жизнедеятельности компании, связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями внутри организации, поэтому данный учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, в частности с курсами «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Психология», «Социология» и др.
Формы контроля знаний студентов: тесты текущего контроля, итоговый экзамен.
Требования к уровню освоения дисциплины.
Ознакомившись с курсом дисциплины, обучающийся должен уметь:
- хорошо ориентироваться в вопросах управления поведением групп;
- применять различные виды мотивации и способы вознаграждения работников в соответствии с их психологическими типами;
- анализировать и формировать организационную культуру;
- использовать различные стили лидерства для повышения эффективности деятельности организации;
- учитывать в своей деятельности возможности группового влияния;
- управлять конфликтными ситуациями с целью минимизации их отрицательного влияния и максимизации положительного.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план курса
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
лекции | семинары | самост. работа | |
1. Понятие и сущность организационного поведения 2. Теории поведения человека в организации 3. Личность и организация. Типы людей в бизнесе 4. Мотивация работников в организации 5. Стресс в жизни человека 6. Выбор карьеры и профессиональный рост 7. Группы и процесс их формирования 8. Групповая динамика 9. Руководство, власть и лидерство в организации 10. Организационная культура 11. Коммуникации в организации 12. Конфликты в организации | |||
Итого |
Содержание курса