Выпускной квалификационной работы
Положение о Выпускной квалификационной работе
Обязательной составляющей итоговой аттестации для выпускников бакалавриата наряду с государственным экзаменом является выпускная квалификационная работа(ВКР). По определению Государственного образовательного стандарта выпускная квалификационная работа бакалавра – это учебное научное исследование, поэтому она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к разработке, проведению и оформлению научного исследования. ВКР должна представлять собой законченный труд, содержащий результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы. Она выполняется на заключительном этапе обучения, представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую разработку и решение выпускником актуальной проблемы по интересующей его теме. ВКР является закономерным итогом целенаправленной подготовки студента к профессиональной деятельности и должна отражать уровень развития способностей выпускника вести научные исследования в условиях конкретной образовательной системы. Эта работа выявляет методологическую подготовленность, владение специальными знаниями, умениями и навыками, уровень освоения которых выявляется в процессе выполнения и защиты ВКР. Защита ВКР осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По ее результатам выставляется оценка.
Цели выпускной квалификационной работы
Целями ВКР являются:
1) систематизация и углубление теоретических знаний в области филологического образования, а также практических умений и навыков применения их при решении конкретных задач;
2) совершенствование и закрепление сформированных в процессе обучения умений и навыков научно-исследовательской работы, приобретение самостоятельного опыта научного исследования;
3) овладение методикой исследования, обобщение и логически обоснованное, аргументированное описание полученных результатов и выявленных закономерностей, а также подготовка на их основе необходимых выводов.
Подготовительный этап
Подготовка ВКР бакалавра – серьезное и ответственное дело. Прежде всего студент должен определиться с направлением будущего исследования. Перечень исследовательских направлений предлагается студентам на профильных кафедрах. Более подробную информацию о проблеме и возможном научном руководителе можно получить на выпускающих кафедрах.
Тематика ВКР разрабатывается кафедрами, принимающими участие в реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра, и утверждается Советом института. Тема ВКР определяется в начале 9 семестра.
Тема ВКР должна быть посвящена актуальным для современной науки вопросам и сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы и центральная проблема. Название работы не должно совпадать с научным направлением или целым разделом учебника.
После выбора темы ВКР студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедрой с просьбой разрешить ее написание. Закрепление темы и научного руководителя ВКР оформляется по предложению кафедры распоряжением директора института, на основании которого издается соответствующий приказ ректора.
Требования к содержанию, объему и структуре
выпускной квалификационной работы
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР бакалавра определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки РФ, Государственного образовательного стандарта по специальности, методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию и рекомендаций по оформлению ВКР БГПУ им. М. Акмуллы.
В ходе подготовки и защиты ВКР студент должен продемонстрировать владение следующими умениями:
- формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности;
- выбора необходимых методов исходя из задач конкретного исследования;
- количественной и качественной обработки полученных данных, их анализа, формулирования выводов;
- ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
- представления итогов проделанной работы.
ВКР имеет определенную структуру, она состоит из нескольких взаимосвязанных структурных частей, из которых обязательными являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Теоретическая глава.
5. Исследовательская глава.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложения (если они имеются).
Объем бакалаврской работы должен быть не менее 55 страниц основного текста (т.е. исключая приложения).
Введениепредставляет собой сжатое изложение содержания всей работы.Основная функция введения – дать общее представление о ВКР и помочь читателю понять замысел проведенного исследования. Оно включает в себя следующие пункты:
• проблема исследования
• актуальность исследования
• цель и задачи исследования
• объект и предмет исследования
• материал исследования
• методы исследования
• гипотеза исследования
• научная новизна исследования
• практическая значимость исследования
• апробация исследования
• структура работы.
Объем введения обычно составляет 3-4 страницы.
Теоретическая главаВКР представляет собой обзор отечественных и зарубежных научных источников в той предметной области филологической науки и смежных областей других наук, которая связана с темой работы. Особое внимание в ВКР должно уделяться умению студента выстраивать теоретический анализ вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого также будет проводиться эмпирическое исследование. В теоретической части работы описывается отражение исследуемой проблемы в научной литературе. Это может быть история вопроса или критический обзор научной литературы, включающий современный этап в изучении данной проблематики. На основании рассмотренных точек зрения автор работы должен сформулировать свою позицию по данному вопросу и описать непосредственный объект изучения. Эта часть работы является необходимой теоретической базой для дальнейшего эмпирического анализа.
Исследовательская главаВКР представляет собой полноценный анализ и описание эмпирических данных. Здесь описываются и обсуждаются результаты конкретной исследовательской деятельности студента.
Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, содержащими основные положения главы.
Исследовательскаяглава по объему должна быть больше теоретической либо равной ей.
В Заключенииподводятся общие итоги работы, констатируется решение (или невозможность решения) поставленных в ВКР задач, подтверждается практическая значимость материалов исследования и полученных результатов для филологического образования (где, кем и как они могут быть использованы). Объем заключения должен быть не менее 3 страниц.
Список использованной литературыявляется важным звеном справочного аппарата ВКР и характеризует степень изученности автором конкретной проблемы. В него включаются научные источники (не менее 50 названий), на которые сделаны соответствующие библиографические ссылки в тексте работы. Научные источники располагаются в списке в алфавитном порядке и оформляются в соответствии с требованиями к оформлению библиографического аппарата. При наличии иностранных источников они даются после отечественных. Словари и справочники оформляются отдельным от списка использованной литературы списком.
Приложение к ВКР не является обязательной ее частью, не включается в общий объем работы и нумеруется с первой страницы. В ВКР может быть несколько приложений В этом случае каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок. К приложениям прибегают в следующих случаях:
- когда теоретический или экспериментальный материал слишком велик и затрудняет чтение работы (рисунки, схемы, таблицы и др.);
- когда автор хочет привести какой-либо вспомогательный материал (образцы изделий, приспособления и др.);
- когда автор приводит материалы дополнительного, справочного характера (словари др.).
Методическое приложение является обязательной частью ВКР. Оно имеет целью показать возможные пути практического применения результатов исследования. Методическое приложение может представлять собой конспект урока, внеклассного мероприятия, занятия факультатива, программу элективного курса или факультатива по русскому языку и литературе в средних общеобразовательных учреждениях. Оно также не включается в общий объем работы и нумеруется с первой страницы.