Звук [р] и его мягкая пара
Произношение звука [р]:По артикуляции звук напоминает шипящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струе (рис. 19).
При произнесении мягкого звука [р']язык продвигается немного вперед, очень короткая (одноударная) вибрация создается не самым кончиком языка, а его передней частью, отчего звук получается несколько грубее. Задняя часть языка приподнята к нёбу.
Изолированный звук [р]может звучать раскатисто. В словах же он произносится редуцированно (ослабленно). Иногда в зависимости от обрамляющих его звуков — одноударно (с очень короткой и слабой вибрацией, как бы за одно касание языка к точке артикуляции).
Виды нарушения произношениязвука [р]:
• Может вибрировать маленький язычок и возникать грассирую
щий звук. Иногда грассирующий [р]бывает гармоничным и ко
ротким, тогда его можно спутать с русскоязычным звуком. Во
время произнесения звука загляните ребенку в рот — при заднея
зычном произношении кончик языка оттянут назад и опущен вниз.
Способы постановки — II, III.
• Может вибрировать не только маленький язычок, но и мягкое
нёбо, тогда звук получается грубым, сопровождается неблагозвуч
ным шумом. Способы постановки — II, III.
• Может вибрировать боковой край языка. В этом случае воздуш
ная струя бывает направлена вбок, она разрывает там смычку
языка с коренными зубами, и боковой край языка начинает
колебаться. Слышится звук, в котором как бы сливаются звуки
[р] и [л]. Может быть асимметрия губ. Способы постановки —
II, III, IV.
• Могут вибрировать губы или щеки (так называемое «кучерское»
[р]), вибрация получается грубой, и такое произношение заметно
на глаз. Способы постановки — II, III, IV.
• Звук [р] может заменяться на звук [р'] (мягкий). Способ постанов
ки — любой.
• Он может заменяться на мягкий или твердый звук [л]. Способ
постановки — любой.
• Также он может заменяться на [й]. Способ постановки — любой.
• Звук [р] может заменяться на южнорусский звук [г], иногда к
этому звуку может присоединяться вибрация маленького языч
ка — легкий призвук французского [р]. Способы постановки — I,
II, III, IV.
• Звук [р] может заменяться на звук [д]. Способы постановки — II,
III, IV, V.
• Звук [р] может произноситься одноударно — за одно касание язы
ка. В этом случае возможно 2 способа произнесения:
1. Если язык прикасается к задней поверхности альвеол— звук
напоминает короткий английский звук [р]. Вибрации может не
быть, или она едва заметна. Способы постановки — I, II, IV, V.
2. Если язык прикасается к альвеолам спереди (то есть артикуля
ция правильная) -— слышится короткий сопровождающийся не
ясной вибрацией звук [р]. В обоих случаях рот слишком широко
открыт, речевой выдох нарушен. Способ постановки — III.
• Встречается фрикативное произношение звука [р], то есть язык
прикасается к альвеолам либо в правильном месте, либо к самой
макушке, вибрации не возникает, а слышится неясно «жужжа
щий» звук. Рот также широко открыт, выдох нарушен. Способ
постановки — любой.
• Мягкий звук [р'] может нарушаться таким же образом, как и твер
дый.
Слова для проверки произношения звуков [р] и [р']:
[р] — Рак> Рука, Кира, урок, Мурка, карман, ковры, кардамон, :адр, Кипр, вор
[р'] — Рим, река, Марина, варенье, гурьба, грек, Африка, крюк, сворь, дверь
Речевой слух
При проверке звукопроизношения вы могли заметить, что ваш ребенок заменяет какие-то звуки на другие — правильно или дефектно произносимые. Это может говорить о нарушении у него речевого слуха.
Как проверить речевой слух ребенка, описано на с. 26-32.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Вы произносите слова, где звуки [р] и [л] находятся в начале слова, например: рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка, и т. п. Важно не допускать, чтобы последовательно чередовались слова сначала с одним, потом с другим звуком, так как ребенок перестанет обращать на них внимание и будет просто поднимать руку через слово.
Задание 1. Услышав звук [р], ребенок должен поднять руку.
Задание 2. Услышав звук [л], ребенок должен поднять руку.
Рекомендации
Если при выполнении упражнений ребенок не путает между собой звуки, его речевой слух в порядке. Исправлять речевой слух ребенка необходимо в 2-х случаях.
1.С ребенком неэффективно занимаются,и в повседневной жизни он про
должает неправильно произносить какие-то звуки. Если вы нашли у ребенка
нарушение речевого слуха, проверьте, как он произносит эти звуки изоли
рованно (см. с. 45). Если правильно, то, скорее всего, именно из-за наруше
ния речевого слуха ребенок не может научиться употреблять их в самостоя
тельной речи.
Вам нужно будет исправить речевой слух ребенка (см. с. 82) и помочь ему закрепить произношение поставленных звуков (см. с. 151). У детей с нарушением речевого слуха впоследствии могут возникать нарушения чтения и письма. Поэтому с ребенком желательно провести работу по предупреждению возникновения этих нарушений (см. с. 158).
2. Если вы собираетесь самостоятельно исправлять ребенку звукопро-
изношение,прежде чем ставить ему те звуки, которые он путает, научите его различать их между собой (см. V, 2). После того, как вы поставите ребенку эти звуки, вам нужно будет провести работу по их дифференциации (см. с. 154).
В дальнейшем у ребенка желательно предупредить возникновение нарушений чтения и письма (см. с. 158).
Пожалуйста, выпишите те пары звуков, которые ребенок между собой смешивает, чтобы знать, над какими звуками вам в дальнейшем предстоит работать.
Общее развитие речи
Если в младенчестве у ребенка отсутствовал лепет (многократное повторение разнообразных слогов), говорить он начал поздно (после 3-х лет) и сейчас его речь не достаточно понятна — у него может быть общее недоразвитие речи.
При этом нарушении ребенок неправильно выговаривает большое число звуков, он может коверкать, недоговаривать слова, переставлять з них местами слоги и звуки (например: молоко — моколо, лепка — лекпа). Ребенок использует несложные, бедные по смыслу предложения. В его речи могут встречаться различные грамматические ошибки, у него может быть недостаточный словарный запас.
Если речь ребенка кажется недостаточно понятной, нужно проверить у него:
• словарный запас;
• грамотность речи;
• фразовую речь;
• структуру (или рисунок)слова;
• понимание речи.
Словарный запас
Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов.
СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет похожие действия(вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены, — «машина едет», «мальчик идет»). Можно использовать, например, слова, обозначающие различные виды передвижения (идет, едет, ползет, бежит, плывет, прыгает, ката-ется), или глаголы, имеющие отношение к использованию воды (стирает, моет, купает, льет, поласкает, умывает, обливает), и т. п.
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет противоположные действия(например: встал — сел, вышел — вошел, спрятал — нашел, положил — взял). Эти действия удобнее всего выполнять перед ребенком и просить его, чтобы он сказал, что вы делаете или только что сделали.
■^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам.Спрашивайте ребенка о том, какое действие совершается тем или иным объектом (например: «Самолет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет).
СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет близкие друг к другу по способу использования предметы: например, мебели (стол. стул, кресло, табурет, скамья, диван, шезлонг); посуды (тарелка, блюдце, миска, чашка, кружка, салатница), транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, поезд, электричка). Вы показываете ребенку предмет или картинку с его изображением, а он называет его.
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей различных животных. Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята). «Коровы?» (телята). «Лошади?» (жеребята) и т. п.
СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
■^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, голубой, оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый, розовый. Вы просите ребенка сказать, какого цвета предмет.
■^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет прилагательные — антонимы: большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, сильный — слабый, умный — глупый, добрый — злой и др. Вы называете ребенку один из противоположных признаков и просите его сказать, «как будет наоборот».
-/ Нужно выяснить, правильно ли ребенок подбирает определения к предмету. Ребенок должен охарактеризовать предмет, ответив на вопросы. Например: «Этот стол — какой?» «А еще он какой?» (деревянный, высокий, большой, круглый, обеденный, раздвигающийся).
СЛОВАРЬ ПРЕДЛОГОВ
Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы помещаете какой-либо предмет в определенное место и задаете ребенку вопросы о его местонахождении. Например: «Где сейчас находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом). «Откуда я достала ручку?» (из стола, из-под стола, из-за стола).
Грамотность речи
Нужно проверить, образует ли ребенок множественное число существительных, правильно ли он склоняет существительные, образует ли он женский род от глагола мужского рода прошедшего времени,
образует ли он множественное число прилагательных и правильно ли он их склоняет.