Вводи звук своего имени и, через этот звук, все другие звуки.

Тантра не является философией. Тантра, скорее, является нау­кой, но с одним отличием: наука объективна, а тантра субъективна. И все же она является наукой, а не философией. Философия рассуж­дает об истине, о неизвестном, о предельном; наука пытается обна­ружить, что это такое. Наука входит в ближайшее, в непосредствен­ное, философия думает о предельном. Философия всегда смотрит на небо, наука в большей степени обращена к земле.

Тантра не имеет отношения к предельному. Она имеет дело с ближайшим, с «здесь и сейчас». Тантра утверждает, что предельное скрыто в ближайшем, так что вы можете не беспокоиться о предель­ном. Беспокоясь о предельном, вы будете упускать непосредствен­ное, ближайшее, а предельное скрыто в ближайшем. Таким образом, думая о предельном, вы будете упускать и то и другое. Если будет упущено ближайшее, то из-за этого будет упущено и предель­ное. Таким образом, философия - это просто дым. Подход тантры является научным, но объект ее отличается от объекта так называ­емой науки.

Наука пытается понять объект, объективный мир, реальность, которая находится перед вашими глазами. Тантра является наукой реальности, которая расположена за вашими глазами, наукой субъ­ективности, но подход ее является научным. Тантра не верит в рассуждения, она верит в эксперимент, в переживание. И пока вы не сможете иметь некоторое переживание, все будет напрасным расхо­дом энергии.

Мне напомнили один случай. Мулла Насреддин пересекал ули­цу. Прямо перед церковью он был сбит автомобилем, водитель которого, поспешил уехать с места происшествия. Он был пожилым человеком, собралась толпа. Кто-то сказал: «Этот человек может не выжить».

Из церкви выбежал священник. Он подошел поближе и понял, что старик сейчас скончается, поэтому он приготовился исполнить последний обряд. Он подошел ближе и спросил умирающего Мул­лу: «Веришь ли ты в Бога-Отца? Веришь ли ты в Бога-Сына? Ве­ришь ли ты в Духа Святого?»

Мулла открыл глаза и сказал: «Боже мой! Я умираю, а он задает мне такие головоломные вопросы!»

Все философии делают что-то вроде этого: задают головолом­ные вопросы, когда вы умираете. Каждый момент вы умираете, каждый момент все находятся на своем смертном ложе, - потому что смерть может случиться в любой момент. Но философия про­должает задавать головоломные вопросы и отвечать на них. Тантра утверждает, что философствовать полезно для детей, но тот, кто мудр, не будет тратить свое время на философию. Он будет старать­ся узнать, а не придумывать, потому что придумывание не дает никакого нового знания. Посредством придумывания вы все время сплетаете слова, создавая структуры из слов. Это никуда не приво­дит, вы остаетесь теми же самыми - никакой трансформации, ни­какого нового понимания. Старик просто продолжает накапливать пыль.

Знание есть совершенно другое явление. Оно не означает думание о чем-то, оно означает углубление в само существование с целью познания, движение в существование. Запомните это - тантра не является философией. Это наука - субъективная наука. Ее подход является научным и нефилософским. Она очень близка к земле, она связана с непосредственным, с ближайшим. Ближайшее должно использоваться как дверь к предельному, предельное случа­ется, если вы входите в ближайшее. Оно здесь, и нет никаких других путей его достижения.

С точки зрения тантры философия не является методом, это ложный путь. Это только кажется, что философия является мето­дом. Это дверь, которой нет; она просто кажется дверью, это фаль­шивая дверь. В тот момент, когда вы пытаетесь войти в нее, вы убеждаетесь, что вы войти не можете, что эта дверь просто нарисо­вана на том месте, где нет никакой реальной двери. Философия есть нарисованная дверь. Если вы сидите с ней рядом и все время дума­ете и думаете, то все в порядке. Если вы пытаетесь войти в нее, то она оказывается стеной.

Итак, любая философия хороша для философствования. Любая философия бессильна дать человеку истинное переживание. Вот почему тантра так настаивает на техниках, - потому что наука не может дать ничего, кроме технологии, независимо от того, относит­ся ее объект к внешнему или к внутреннему миру. Само слово «тантра» означает технику. Вот почему в этой небольшой и, в то же время, величайшей и глубочайшей из книг приводятся только тех­ники, в ней нет никакой философии - только сто двенадцать техник для достижения предельного через ближайшее, непосредственное.

Наши рекомендации