Ключевые термины и понятия.
Атомизм | Учение, объясняющее комплексные явления в терминах агрегирования фиксированных частей или единиц. |
Атомистический взгляд на материю | Материя состоит из мельчайших частиц, относительно простых, неизменных и слишком маленьких для того, чтобы их можно было бы непосредственно наблюдать. В свою очередь многообразие природы, доступное прямому наблюдению, основано на различиях частиц и их конфигураций. Следовательно, наблюдаемые изменения в природе можно объяснить изменениями в конфигурациях частиц материи. |
Логический атомизм | Согласно этой доктрине мир представляет собой коллекцию элементарных («атомических») фактов. Было выдвинуто положение о том, что существует изоморфизм между «атомами» фактов объективного мира и «атомами» языка человека. Следовательно, реальность мира нужно описывать простыми предложениями. Каждое из них описывает какое-либо одно определенное качество какого-либо определенного объекта. Таким образом каждому факту мира соответствует атомистическое предложение в языке. Исходя из этого, следует, что истинность каждого предложения не зависит от истинности других предложений. Следовательно, базовые утверждения характеризуются дискретностью; каждое из них нужно подвергать верификации отдельно от других утверждений. Обособление одних положений от других в теории обеспечивается операциональными дефинициями. |
Обобщения в холизме и науке | Холизм — общее есть целое; наука — общее есть сходство. Когда общее понимается как целое, возникает иерархия, в которой целое оказывается более «важным», а «части» — менее значимыми. Когда применяется процедура обобщения по сходству, сопоставляемые элементы (признаки, индивидуальности) удерживаются и не поглощаются общим. Общее выражает индивидуальное, но не замещает его. |
Примирения атомизма и холизма пути | (1) Гипотеза «большого взрыва» приводит к идее единства атомистической и холистской картин мира. Идея о том, что целое можно «уложить» в атом, снижает накал противостояния между атомизмом и холизмом. (2) Понятие структуры имеет как бы два полюса рассмотрения. На одном полюсе — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на элементы (атомизм), на противоположном — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на эмерджентные свойства целого. Например, положение об изомерии (развитие структурного подхода) развивается как с позиций атомизма, так и холизма. (3) Теория холономности как систематизированное знание о холоне. Холон есть характеристика индивидуального одновременно (а) как целого и (б) как активной части более широкого, чем индивидуальное, целого. Холономность есть не холизм и не атомизм, но их интеграция через совмещение целого и части в одном, в едином. |
Психосоциальное конструирование | Способность сознания (мышления) конструировать искусственный мир как искусственную целостность вопреки наличным условиям объективного мира. |
Рационализма основной тезис | Источником познания является человеческий разум. Он преодолевает границы чувственного опыта и непосредственно постигает мир на более глубоких уровнях его бытия, чем тот его срез, который дан человеку в его ощущениях и восприятии. Мир представляет собой рационально организованное целое. Его части связаны между собой логической необходимостью и потому его структура поддается пониманию. |
Универсалии | Принципы, или правила, управляющие классификацией объектов. Реалисты верят в то, что классификации, которые создает человек, отражают классификации, объективно существующие в мире. Концептуалисты рассматривают универсалии как категории, укорененные в сознании. Номиналисты отвергают существование универсалий в объективном мире, поскольку употребление общих слов не доказывает существование объектов, обозначаемых этими общими словами. |
Холизм | Общее обозначение для теорий, которые объясняют мир в терминах целого и феноменом целого объясняют происхождение частей. |
Холизма основные идеи | (1) Целое есть нечто большее, чем сумма его частей. (2) Состояние целого не определяется состояниями его частей. (3) Целое определяет особенности его частей. |
Целое | (1) Социологическое понимание социальной структуры как целого — есть, так сказать, распределенное целое, но нет целого как обособленного центра. (2) Понимание целого предполагает обособление целого от его частей, рассмотрение целого как центра, а частей — как удаленной от центра периферии. Здесь главной функцией целого может быть координация и оптимизация деятельности его частей; централизация же целого выполняет служебную роль. (3) Целое обособляется от своих частей и становится центром системы. Однако целое не столько координирует и оптимизирует деятельность системы, сколько осуществляет властные функции по отношению к частям и подчиняет их себе. Взаимоотношения целого и центра при этом рано или поздно оборачиваются: не центр служит целому, а целое обслуживает центр. |
Эмерджентные качества | Качества, которые придают новые свойства целому. Эти новые свойства не позволяет сводить целое к составляющим его частям, или компонентам. |
Ресурсы Интернета
Аналитическая философия <http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/b023.htm>
Атомизм <http://www.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0000F18A>
Гештальтпсихология <http://encikl.by.ru/txt/g19.htm>
Лебедев М.В. Эмпиричность научной теории
<http://www.philosophy.ru/lebedev/texts/emp_thr.html>
Поппер К. Открытое общество и его враги
<http://www.philosophy.ru/library/popper/01.html>
Рассел Б. Логический атомизм <http://www.philosophy.ru/library/russell/03/01.html>
Структурная психология <http://encikl.by.ru/txt/s114.htm>
Сухарев М. Эволюция социальных систем <http://suharev.narod.ru/Documents/Systems.htm>
Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М., 1995
<http://www.philosophy.ru/iphras/library/philnauk.html>
Холизм <http://www.rea.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0004D6DE>
Рекомендуемая литература
Боглинд А. Структурализм и функционализм // Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. С. 31—71.
Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996. С. 70—87.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. С. 15—75.
Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 163—187.
Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. М.: Начала-Пресс, 1993. Т. 1, Вып. 1. С. 83—105.
Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1, Психология, 2000. № 1—2. С. 114—122.
Дорфман Л., Леонтьев Д., Петров В. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Дж. Купчика. М: Наука—Смысл, 2000. С. 13—35.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. 2-е испр. и доп. изд. Самара: Самарский Дом печати, 1998. С. 30-—71.
Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001. С. 93—160.
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. С. 331—365.
Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999. С. 29—59.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 22—51.
Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 124—144.
Поппер К. Гегель и новый племенной дух // Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс—Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 37—95.
Урманцев Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В.С. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М., 1988. С. 38—130.
Проверьте ваши знания
1. В чем суть атомизма?
2. Как атомизм понимает материю?
3. Дайте характеристику доктрине логического атомизма.
4. Сравните обобщения в холизме и науке.
5. Какие существуют возможные пути примирения атомизма и холизма?
6. В чем суть психосоциального конструирования?
7. Что собой представляет основной тезис рационализма?
8. Что собой представляют универсалии? Как понимают универсалии реалисты, концептуалисты и номиналисты?
9. В чем суть холизма?
10. Как понимают целое философы и ученые?
Заключение
В настоящем учебном пособии было показано, что научный метод в эмпирической психологии претерпевает исторические изменения и находится под определенным влиянием философии. Разные философские позиции приводят к разным представлениям о научном методе в психологии, требованиям к нему и соответствующим стандартам.
В зависимости от того, как ставился вопрос об источниках знания в философии, были выделены три фундаментальные оппозиции. Они разделили психологию на естественнонаучную и культурно-историческую, эмпирическую и априорную, познающую мир фрагментарно (атомизм) и интегративно (холизм). Развернутая характеристика естественнонаучной и культурно-исторической традиций была дана в Главе 1, эмпирической и априорной традиций — в Главе 2, атомизма и холизма — в Главе 3. Каждую главу завершал параграф, в котором намечались возможные пути примирения конкурирующих традиций.
Строго говоря, у данного учебного пособия не может быть заключения. Вопросы исторических и философских корней научного метода являются скорее введением в увлекательный и в известном смысле необычный раздел эмпирической психологии — методологию научных исследований. Однако вдумчивый читатель мог бы извлечь для себя ряд полезных уроков. Самый важный из них я усматриваю в том, на что обратил внимание Поппер: мы ничего не можем знать наверняка и нет никакой почвы для самодовольства и тщеславия. Однако мы способны учиться, и нет никаких причин для отчаяния разума.
За рамками учебного пособия остались такие важные темы, как базовые посылки и признаки современной науки, фундаментальные признаки эмпирической психологии, производство эмпирического знания, научный метод и исследовательский арсенал, формы, уровни и продукты научного знания, установление фактов, открытие законов, поиск причин, построение теорий, эмпирические процедуры и многое другое. В настоящее время я работаю над этими темами. По мере готовности они будут публиковаться в виде очередных выпусков учебных пособий по методологии научных исследований в эмпирической психологии.
Литература
Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. 2 изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 393—395.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia–Центр, Медиум, 1995.
Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопр. психол. 1998. № 4. С. 79—83.
Берталанфи фон Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Ред. В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. М.: Прогресс, 1969. С. 23—82.
Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 8—30.
Боглинд А. Структурализм и функционализм // Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. С. 31—71.
Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2000.
Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1997.
Голицын Г.А. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000. С. 245—264.
Голицын Г.А., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М.: Наука, 1991.
Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100–летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 163—187.
Горелов А.А. Философия и наука // Философия / Под ред. Л.А. Никитича. М.: Юнити-Дана, 2000. С. 491—496.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд–во Моск. ун-та, 1982.
Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. М.: Начала-Пресс, 1993. Т. 1, вып. 1. С. 83—105.
Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.
Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия 1, Психология. 2000. № 1—2. С. 114—122.
Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е.А. Малянов, Н.Н. Захаров, Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман, В.М. Петров, К. Мартиндейл. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры—Прикамский социальный институт, 2002. С. 141—184.
Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Полимодальность «Я» и креативность мышления // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Дж. Купчика. М: Наука—Смысл, 2000. С. 215—242.
Дорфман Л.Я., Калинина Н.В., Зворыгина А.И. Эффекты полимодального Я на контроль за действием // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2000. С. 144—146.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. Изд. 2-е. М.: ИПРАН, 1994.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна—Вита, 1995.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии. М.: Изд–во Моск. ун-та, 1990.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. Изд. 2-е испр. и доп. Самара: Самарский Дом печати, 1998.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
Иванченко Г., Харуто А. Эволюционная динамика системы поэтического творчества (Русская поэзия 1800—1980) // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000. С. 485—501.
КеллиДж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб: Речь, 2000.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во Моск. ун-та—ЧеРо, 1997.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002.
Коул М. Культурно–историческая психология: наука будущего. М.: Когито–Центр, 1997.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
Лебон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия / Ред.–сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. С. 5—130.
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб: Сенсор, 2000.
Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. М.—Воронеж: Институт практической психологии—МОДЭК, 1996.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000 а. С. 36—44.
Мартиндейл К. Об эмоциях ли поэзия? // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000 б. С. 502—512.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. М.—Воронеж: Изд. Ин-та практич. психологии—НПО «Модэк», 1996.
Никифоров А.Л. Философия науки // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 701—702.
Очерк теории темперамента. Изд. 2 / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973.