Занятия в интерактивной форме
Программа дисциплины
Психология делового общения
Б1.В.ДВ.6
Направление подготовки: 15.04.04 –Автоматизация технологических процессов и производств
Магистерская программа: Автоматизация технологических процессов и производств
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Курс: 2 | Семестр(ы): 3 |
Трудоёмкость:
Зачетных единиц по рабочему учебному плану: 2 ЗЕТ
Часов по рабочему учебному плану: 72 ч
Виды контроля с указанием семестра:
Экзамен: | - | Зачёт: | Курсовой проект: | - | Курсовая работа: | - |
Альметьевск
Рабочая программа дисциплины «Психология делового общения» разработана на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «21» ноября 2014 г., номер приказа №1484 по направлению подготовки 15.04.04 – Автоматизация технологических процессов и производств.
- Рабочего учебного плана очной формы обучения 15.04.04 – Автоматизация технологических процессов и производств, магистерской программы Автоматизация технологических процессов и производств, утвержденного «25» мая 2015г. протокол №5
- Компетентностной модели выпускника по направлению 15.04.04-Автоматизация технологических процессов и производств, магистерской программы Автоматизация технологических процессов и производств, утвержденной «28» августа 2015 г., протокол №1
Разработчик:
к.ф.н., доцент _______________ А. А. Багаутдинов
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры «Гуманитарного образования и социологии» от «28» августа 2015 г. протокол №1
Заведующая обеспечивающей кафедрой «Гуманитарного образования и социологии»
д.с.н., профессор _______________ Р. М. Рахимова
(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой «Автоматизации и информационных технологий»
к.э.н., доцент _______________ Р. Р. Ахметзянов
(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
и она полностью соответствует действующему учебному плану.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психология делового общения» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения задачи в рамках профессиональной и научно-педагогической деятельности магистров.
Задачами изучения дисциплины являются: формирование у студентов магистратуры:
– практических навыков делового общения и создания корпоративной культуры;
– навыков установления и поддержания контакта, эффективной аргументации;
– формирование представлений о конфликтах в сфере управления организации и методах их разрешения
– ознакомление с причинами возникновения барьеров в общении и формирование навыков их преодоления.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего образования
Данная учебная дисциплина включена в раздел «Б1.В.ДВ.6 Дисциплины по выбору» основной образовательной программы по направлению 15.04.04Автоматизация технологических процессов и производств магистерскойпрограммыАвтоматизация технологических процессов и производстви относится к вариативной части. Осваивается на 2 курсе в 3 семестре.
Курс «Психология делового общения» является неотъемлемой частью учебного процесса и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных по дисциплинам 1 года обучения в магистратуре: «Философия и методология науки», «Управление инновационными проектами». Настоящий курс изучается на завершающем этапе обучения.
Знания, полученные в курсе, используются магистрами в преддипломной практике
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы магистратуры
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Шифр компетенции | Расшифровка приобретаемой компетенции | |
ОК-3 | Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | знать: сущность нового, факторы его формирования в науке и практической деятельности, критерии его достоверности уметь:структурировать разнообразный материал, касающийся рассматриваемой научной или практической проблемы владеть: навыками применения полученных знаний по всем ключевым проблемам исследования. |
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники и технологии делового общения в профессиональной деятельности;
- закономерности формирования межличностных взаимоотношений и феномены социальной перцепции;
- закономерности влияния личностных особенностей на деловое общения.
уметь:
- устанавливать и поддерживать контакт при общении;
- грамотно аргументировать свою позицию;
- применять коммуникативные техники и технологии делового общения.
владеть:
- навыками разрешения проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
- основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере;
- навыками работы по преодолению конфликтов и стрессов.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.
Вид учебной работы | Трудоемкость в АЧ/ ЗЕТ |
Аудиторные занятия | 26/0,72 |
В том числе: | |
Лекции (Лек) | 8/0,22 |
Практические занятия (Пр) | 16/0,45 |
Лабораторные занятия (Лаб) | - |
Контроль самостоятельной работы (КСР) | 2/0,05 |
Самостоятельная работа (СРС) | 46/1,28 |
Вид текущего контроля | тест |
Вид итогового контроля | Зачет |
Трудоемкость дисциплины Всего: в академич. час. (АЧ) в зачетных единицах (ЗЕТ) |
Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине
Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины/модуля | семестр | Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) | Текущие формы контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | ||||
1. | Введение в психологию делового общения. «Основные понятия курса «Психология делового общения». Понятие делового общения в современной психологии. Понятие нормы поведения. Ролевые ожидания и статус. Конформизм и нонконформизм. Виды, уровни и структурные компоненты делового общения. Условия и формы реализации делового общения. Сущность и функции делового общения. «Социальная перцепция». Особенности проявления перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон в деловом общении. Социальная перцепция. Эффекты и феномены социальной перцепции. | Отчет по практическим работам, тестирование, устный опрос | ||||
2. | Психология личности. «Психология личности». Понятие личности в психологии. Структура личности в психологических теориях бихевиоризм, психодинамическое направление, индивидуальная теория личности, аналитическая теория личности, социокультурная теория личности, гуманистическое и экзистенциальное направление. Формирование личности. Основные этапы развития личности. Понятие о кризисном развитии личности. | |||||
3. | Индивидуальные психологические различия в деловом общении. Индивидуальные психологические различия в деловом общении. Роль личностных особенностей в деловом общении. Методы познания личности партнера. Основные механизмы межличностного восприятия: идентификация, социально-психологическая рефлексия, эмпатия. Сущность и виды самопрезентации. Имидж делового человека как механизм влияния на эффективность делового общения | Тестирование | ||||
4. | Средства и формы деловой коммуникации «Речевая культура делового человека». Культура речи в деловом общении. Деловой разговор как особая разновидность деловой речи. Основные требования к деловому разговору. Психологическая культура делового разговора. Психологические особенности эффективного слушания. Обратная связь в деловом общении. Этика использования средств выразительности деловой речи. «Невербальные средства в деловой разговорной практике». Место и функции невербальной коммуникации в деловом общении. Основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, мимика, жесты, проксемика, визуальное общение, такесика). Проблема интерпретации невербальных средств в практике делового общения. | |||||
5. | Барьеры и конфликты в деловом общении. Способы их предупреждения и разрешения «Понятие конфликта и барьера в общении»Их структура и причины возникновения. Виды барьеров в деловом общении. Типология конфликтов и управление конфликтной ситуацией. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе делового общения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях | Тестирование | ||||
Итого по дисциплине |
Занятия в интерактивной форме
В целях реализации компетентностного подхода к освоению основной образовательной программы (ООП) в процессе обучения применяются как традиционные, так и интерактивные методы обучения, при которых учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом.
Интерактивные методы при проведении лекционных занятий:«мозговой штурм», «презентация с использованием видео и слайдов».
Интерактивные методы при проведении практических занятий: «групповое обсуждение», «работа в малых группах», «кейс - стади», тренинг.
Лекции – 4 часа, практические занятия – 12 часов.
Содержание дисциплины