Тема. Психология способностей
1.Общее представление и понятие способностей
Платон считал способности человека ограниченными. Все люди по способностям весьма различны. Одни рождены для управления, другие – для ремесленничества. И всех их можно различать как золото, серебро, медь и железо.
Аристотель - потенциально данные внутренние свойства тела, качество личности будут определять качество деятельности.
Франц Йозеф Галль (1758—1828) — австрийский врач, основатель френологии («френос» - ум). Выявил зависимость способностей от формы черепа. Поверхность мозга разделил на 27 участков, в каждом из которых локализована определенная способность человека («шишки способностей», бугры честолюбия). Однако череп не повторяет формы коры головного мозга, поэтому это беспочвенно.
Есть плюсы - выдвинул мысль о локализации функций в коре головного мозга.
Френсис Гальтон (1822-1911 гг.) – пытался раскрыть проблему наследуемости, вывести высокоодаренную расу.
Александр Котс определяет степень одаренности по количеству места, отведенного человеку в энциклопедических словарях. Обнаружил связь наследования способностей в нескольких поколениях.
Гельвеций К (1715-1771).-Посредством воспитания можно оформить гениальность.
У.Эшби утверждал, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами.
Способности - совокупность психических процессов и состояний
-высокий уровень развития общих и специальных
ЗУНов, обеспечивающих успех деятельности
-задатки, которые способствуют эффективному приобретению умений и успешному выполненю деятельности.
Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965) под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
-способность-называют те, что обеспечивают успешное выполнение действия.
-способности не сводятся к ЗУНам.
Способности-это задаток в развитии
С. Л. Рубинштейн – Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Это тот строительный материал, из которого складываются способности.
Способность характеризует ресурс личности.
Способность-это прижизненное образование, имеющее врожденную основу (ЗАДАТКИ).
В. Д. Шадриков - Способности – это свойства функциональных систем, реализующих психические функции, проявляющиеся в успешности освоения деятельности и имеют индивидуальную меру выдержанности.
Мера выраженности способностей-производительность,качество, надежность деятельности
Основные положения теории способностей - (Теплов, Платонов, Рубинштейн, Шадриков):
1.Способности формируются в деятельности, поэтому их можно изучать по проявлению профессиональной деятельности.
2.Специальные способности развиваются на основе общих способностей
3.Специальные и общие способности формируются на основе задатков.
4. На основе задатков и в соответствии с требованиями деятельности образуется качественно-количественное своеобразие психических процессов, которое и формирует ПВК специалиста
(профессионально-важные качества).
5. Способности находятся в постоянном развитии.
6. Особенности личности и способности влияют друг на друга, т.е. образуют систему.
ВИДЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
СПОСОБНОСТИ
ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Сложные Элементарные Математические
Общий уровень Способность Литературные
интеллектуальной к усвоению Актерские
организации новых данных Художественные
Творческие
Танцевальные
Музыкальные
Управленческие
Общие способности - те, которые являются общими для многих областей деятельности.
Дружинин разделил способности:
-коммуникативные
-регуляторные
-познавательные
Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Продуктивность любой деятельности зависит от единства общих и специальных способностей.
В.Д. Шадриков: Типы способностей:
1.Природные способности. Обеспечивают познание природы.
2.Интеллектуальные способности (познание законов природы).
3.Духовные способности. Они служат для познания приспособлений человека.
1-одаренность-это совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность в широких областях.
2-талант-это высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов.
3-гениальность-уникальные способности, позволяющие достичь выдающихся результатов.
Потенциал (сила, мощь) - совокупность имеющихся ресурсов, возможностей.
К сфере потенциального относятся:
♦ природные особенности, присущие человеку;
♦ задатки и способности
♦ символичность и активность;
Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение успеха.
А.А.Матюшкин - Творческая одаренность-это предпосылка развития творческой личности.
Структурные компоненты творческой одаренности:
1. доминирующая роль познавательной мотивации,
2. исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового,
3. возможность достижения оригинальных решений,
4. возможность прогнозирования и предвосхищения,
5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
По выражению К. Юнга, «одаренный человек — это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры»
Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее.
Гений (по Юнгу) - уникальное явление. Возникает сразу, по божьей милости.