Тема. Психология способностей

1.Общее представление и понятие способностей

Платон считал способности человека ограниченными. Все люди по способностям весьма различны. Одни рождены для управления, другие – для ремесленничества. И всех их можно различать как золото, серебро, медь и железо.

Аристотель - потенциально данные внутренние свойства тела, качество личности будут определять качество деятельности.

Франц Йозеф Галль (1758—1828) — австрийский врач, основатель френологии («френос» - ум). Выявил зависимость способностей от формы черепа. Поверхность мозга разделил на 27 участков, в каждом из которых локализована определенная способность человека («шишки способностей», бугры честолюбия). Однако череп не повторяет формы коры головного мозга, поэтому это беспочвенно.

Есть плюсы - выдвинул мысль о локализации функций в коре головного мозга.

Френсис Гальтон (1822-1911 гг.) – пытался раскрыть проблему наследуемости, вывести высокоодаренную расу.

Александр Котс определяет степень одаренности по количеству места, отведенного человеку в энциклопедических словарях. Обнаружил связь наследования способностей в нескольких поколениях.

Гельвеций К (1715-1771).-Посредством воспитания можно оформить гениальность.

У.Эшби утверждал, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами.

Способности - совокупность психических процессов и состояний

-высокий уровень развития общих и специальных

ЗУНов, обеспечивающих успех деятельности

-задатки, которые способствуют эффективному приобретению умений и успешному выполненю деятельности.

 

Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965) под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

-способность-называют те, что обеспечивают успешное выполнение действия.

-способности не сводятся к ЗУНам.

Способности-это задаток в развитии

С. Л. Рубинштейн – Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Это тот строительный материал, из которого складываются способности.

Способность характеризует ресурс личности.

Способность-это прижизненное образование, имеющее врожденную основу (ЗАДАТКИ).

В. Д. Шадриков - Способности – это свойства функциональных систем, реализующих психические функции, проявляющиеся в успешности освоения деятельности и имеют индивидуальную меру выдержанности.

Мера выраженности способностей-производительность,качество, надежность деятельности

Основные положения теории способностей - (Теплов, Платонов, Рубинштейн, Шадриков):

1.Способности формируются в деятельности, поэтому их можно изучать по проявлению профессиональной деятельности.

2.Специальные способности развиваются на основе общих способностей

3.Специальные и общие способности формируются на основе задатков.

4. На основе задатков и в соответствии с требованиями деятельности образуется качественно-количественное своеобразие психических процессов, которое и формирует ПВК специалиста

(профессионально-важные качества).

5. Способности находятся в постоянном развитии.

6. Особенности личности и способности влияют друг на друга, т.е. образуют систему.

ВИДЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Тема. Психология способностей - student2.ru Тема. Психология способностей - student2.ru СПОСОБНОСТИ

Тема. Психология способностей - student2.ru Тема. Психология способностей - student2.ru Тема. Психология способностей - student2.ru ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Тема. Психология способностей - student2.ru Тема. Психология способностей - student2.ru Сложные Элементарные Математические

Общий уровень Способность Литературные

интеллектуальной к усвоению Актерские

организации новых данных Художественные

Творческие

Танцевальные

Музыкальные

Управленческие

Общие способности - те, которые являются общими для многих областей деятельности.

Дружинин разделил способности:

-коммуникативные

-регуляторные

-познавательные

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Продуктивность любой деятельности зависит от единства общих и специальных способностей.

В.Д. Шадриков: Типы способностей:

1.Природные способности. Обеспечивают познание природы.

2.Интеллектуальные способности (познание законов природы).

3.Духовные способности. Они служат для познания приспособлений человека.

1-одаренность-это совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность в широких областях.

2-талант-это высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов.

3-гениальность-уникальные способности, позволяющие достичь выдающихся результатов.

Потенциал (сила, мощь) - совокупность имеющихся ресурсов, возможностей.

К сфере потенциального относятся:

♦ природные особенности, присущие человеку;

♦ задатки и способности

♦ символичность и активность;

Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение успеха.

А.А.Матюшкин - Творческая одаренность-это предпосылка развития творческой личности.

Структурные компоненты творческой одаренности:

1. доминирующая роль познавательной мотивации,

2. исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового,

3. возможность достижения оригинальных решений,

4. возможность прогнозирования и предвосхищения,

5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

По выражению К. Юнга, «одаренный человек — это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры»

Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее.

Гений (по Юнгу) - уникальное явление. Возникает сразу, по божьей милости.

Наши рекомендации