Глава V. Психология подростка и старшего школьника. Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо из­вестно, что у вас нет способностей к науке


Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо из­вестно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основ­ной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохо­го ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, по­стоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, напри­мер, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможно­стях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают твор­ческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких лично­стях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отноше­ний.

2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины, технологии и др.

3. Нарушитель границ. Д л я него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей уз­кой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексны­ми проблемами, на стыке наук.

4. Независимый. Умеет противостоять с л о ж и в ш и м с я традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и ме­тодам работы.

5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть

План-задание для самостоятельной работы



достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной ин­формации о нынешнем состоянии предмета предсказать его буду­щее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое цен­ное качество фантазера — способность подниматься над реально­стью.

6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, с о всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого каче­ства не хватает многим специалистам, обслуживающим ведом­ственную науку. Многочисленные прожекты, вроде поворота се­верных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строитель­ства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий, име­ют общий недостаток: узость профессионального мышления, не­умение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобро­совестности.

7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормо­зят развитие науки.

8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.

10. Синтезатор. От него требуется умение за к о н к р е т н ы м и част­
ностями разглядеть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятие «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист,

созидатель - потребитель,

нарушитель — «патриот»,

независимый - конформист,

фантазер — педант,

системщик — «зашоренный»,

разрушитель — охранитель,

искатель — догматик,

диалектик — прямолинейный,

синтезатор — интерпретатор.

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и



Наши рекомендации