Истинное и показное "я". Раздвоение
Несоответствие между тем, как мальчик хочет себя вести, и тем, как он, по его мнению, должен себя вести на публике может удивлять и смущать его. Его смущает то, что как он ведет себя дома, когда он среди своей семьи и ближайших друзей, часто отличается от того поведения, которого ожидают от него сверстники. То, что нормально для личного пространства дома, не годится для внешнего окружения. Как в той фразе, которую мы уже цитировали: "Ты не можешь быть одним и тем же человеком в школе и дома". Школьная культура крутизны и силы и домашняя культура открытости и искренности противоречат друг другу.
Истинное "я" - то, кем мальчик на самом деле является,- то "я", которое укрепляется взаимодействием с девочками и с родителями дома, может стремиться к дружелюбию, веселью, игре, любви, демонстрации широкого спектра эмоций. Но есть еще и запрос от общества в целом, от сверстников и в особенности от других мальчиков быть сильным, спортивным, неразгорчивым. Мальчиков призывают не делать и намека на уязвимость.
Когда давление становится слишком сильным, некоторые мальчики прибегают к экстренным мерам - начинают дразнить других, рисуют граффити в школьной раздевалке, даже нападают на других учеников, чтобы заработать репутацию крутого и заслужить уважение единомышленников, быть примятым за своего. Проплывая между Сциллой "уважай желания Других, оставайся в контакте" и Харибдой "расслабься, думай о себе", наш современный Одиссей то тут, то там садится на мель, пытаясь справиться со своей растерянностью, фрустрацией и Желаниями.
Мои исследования показывают, что подростки хотят сохранить свою внутреннюю подлинность, не желая заглушать свой внутренний голос, и в то же время хотят "сохранить лицо" перед школой и баскетбольной командой. Например, семнадцатилетний Скотт Адаме рассказал мне о том, как в школе принуждают драться с другими мальчиками и как он справился с этой ситуацией, учитывая то, чему родители учили его в отношении драк.
- Самое ужасное, что со мной происходило,- начал он,- это драка из-за Шэрон с Дутом Сантосом. Шэрон встречалась с Дутом, но решила пойти на свидание со мной. Дуг - очень популярный парень, и он ужасно разозлился. Однажды Дуг в компании других ребят из его района окружили меня на школьной парковке, на глазах у Шэрон. Его приспешники стали подначивать: "Давай, Дуг, вмажь Скотту. Дай ему! Он по-любому не станет драться!"
- И что ты сделал?
- Я стараюсь не ввязываться в такие разборки. Мама всегда говорит, чтобы я работал словами, а не руками. Поэтому я сказал Дугу, что я не хочу драться. Я сказал, что мы можем обсудить проблему.
- Отличный ответ,- сказал я. Скотт закатил глаза:
- Ничего подобного. Скотт начал толкать меня со словами "Ты, гребаный урод, педик, давай дерись".
- И что потом?
- Ну, поблизости не было ни одного учителя, а я никогда не учился боксу или чему-то подобному, поэтому я размахнулся и ударил Дуга изо всех сил. Я думаю, я ударил в какую-то болевую точку, потому что он закричал и согнулся, а потом отошел, хромая. Его друзья стали говорить: "Вау, Адам, круто! Ты неплохо ему вмазал".
- Ты рассказал родителям?
- Да, они узнали. Моя мама начала читать мне мораль, но папа только улыбнулся. Я немного растерялся. Я не считал, что поступил правильно. Мама не считала, что я поступил правильно. Но папа решил, что это было забавно. И Дуг никогда не приставал ко мне больше.
Этот конфликт между поведением дома и на публике может привести к более серьезным последствиям, нежели перепалка на школьной парковке. Исследования показывают, что те мальчики, которые "раздваиваются", более предрасположены к появлению проблем с учебой, серьезных депрессий, импульсивного и компульсивного поведения, от злоупотребления наркотиками и небезопасного секса до выходок в классе и самоубийства.
Мое собственное исследование демонстрирует, что хотя мальчики очень стараются сохранять свою целостность, сохранять верность своему внутреннему мальчику, проживать уязвимость и болезненные чувства, все это происходит с ужасным напряжением - стремлением "хорошо выглядеть" в глазах сверстников, необходимостью носить маску.