Идеализация и обесценивание
Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.
3. Фрейд
Если мы вспомним, что «пограничник» живет в черно-белом мире, в мире однозначно «хороших» и явно «плохих», то нам будет понятны и механизмы идеализации — горячее желание создать себе «хороший» объект для идеализации и примкнуть к нему. Понятно тогда и желание избегать «плохого» объекта, потому что, присоединяясь к нему, можно тоже стать «плохим», а значит, изгнанным. Поэтому с «плохими» нужно бороться, отвергать их, обесценивать или яростно желать исправить. Именно «пограничник» будет самым активным борцом за исправление всех жизненных несправедливостей, и, конечно, именно он всегда знает, как надо жить. Причем всем окружающим.
В приверженности какой-то идее «пограничнику» не будет равных. У него нет сомнений, пока он эту идею или человека идеализирует. Это двигало всеми революционерами или пассионариями в любых культурах. Вся энергия помещалась в эту идею — самого справедливого и правильного переустройства мира.
Принадлежность чему-то «правильному», «хорошему» и большому снимает тревогу, придает сил, уверенности, позволяет частично идентифицироваться. Поэтому так опасно для «пограничника» разрушение идеала, в этом случае он теряет слишком многое. За яростным протестом, стремлением отстоять свои идеалы и «истребить» тех, кто им сопротивляется, стоит огромная потребность в защите идеализируемого и слишком большой страх потерять опору.
Влюбленный «пограничник» будет «слеп» в отношении своей «половины». Все особенности, недостатки, сложности в характере будут отрезаться и отрицаться. Идеализируемый второй должен быть безупречен, потому что на него возложено слишком много жизненно важных ожиданий. При сближении, по мере того как небезупречность становится очевидной, погранично устроенный человек совершенно не в состоянии как-то обойтись с этой проявившейся «правдой». Часть из них сразу разрывают отношения: «Она оказалась совсем не той!», «Я за другого выходила замуж!». Иные могут еще какое-то время быть вооружены идеей «переделывания» другого из «плохого», неподходящего, в «хорошего», соответствующего их ожиданиям. До тех пор пока не встретятся с полным саботажем, что не удивительно, — при давлении любая личность включает максимальную мощность защит своей идентичности.
Далее последует включение механизма обобщения: «все мужики — козлы» и «все бабы — дуры», обобщения будут действовать, конечно, не только в сфере личных отношений, но в отношении достоверных знаний о том, как устроен мир в общенациональном и мировом масштабе: «все русские безалаберны», «все американцы — шпионы», «все европейцы развратны». Механизмы идеализации и обесценивания будут относиться не только к другим людям, но и к идеям, взглядам, вкусам, досугу, способу жить и всему остальному.
Способность понимать и принимать чужие взгляды, идеи, ценности, способы жить отличает, на мой взгляд, психически более благополучных людей от менее благополучных. Понимать — не значит разделять эти идеи или следовать им, но видеть в чужих взглядах мотив, логику, ценности и смыслы. По сути, это способность временами занимать некую метапозицию, находясь над несколькими, иногда полярными идеями и видеть их место в общей системе.
Дети в соответствии со своим возрастом считают, что добро должно победить зло, справедливость всегда восторжествует, всем и всегда будет воздано по заслугам. Условно здоровый и реально повзрослевший человек понимает суть, место и условность понятий добра, зла и справедливости в системе человеческих отношений и мироустройства. «Пограничник», сколько бы лет ему ни исполнилось, будет с большой увлеченностью бороться со «злом» своим особенным, часто нарушающим все законы этики и морали способом, и демонстрировать всем непоколебимую убежденность, отсутствие сомнений.
Пока невротик, размышляя над сложной моральной дилеммой, будет теряться среди многообразия условий, «входящих переменных», думать с разных точек зрения, видеть в разных плоскостях, пребывать в вопросах, «пограничнику» будет все ясно, у него «в кармане» всегда есть простые и очевидные, а на самом деле, конечно, полярные решения.
Поляризация и черно-белая палитра будут и аффекты делать такими же сильными и мощными. Пока невротик пребывает в досаде, сожалении, удовольствии, растерянности, беспокойстве, удовлетворенности, «пограничник» — в ярости, отчаянии, эйфории, пустоте, ничтожестве, маниакальном воодушевлении, тяжелой депрессии. Краски ярче, личность харизматичнее, энергии — неисчерпаемый (как кажется) источник.
Именно «пограничники» (вместе с весьма сумасшедшими) в большинстве своем творили историю, изменяли государственные устройства, создавали шедевры искусства, разрушали цивилизации, уничтожали целые народы, открывали неоткрытое, активно и революционно изменяли мир.
Много нового, прогрессивного и в то же время нередко разрушительного в своих формах, на мой субъективный, ненаучный и нестатистический взгляд, создавалось ими. Но осмыслялось, осваивалось, латалось, тщательно исследовалось, проверялось — невротиками. Именно они, полагаю, источники и хранители в хорошем смысле слова консервативного, проверенного, стабильного.
Если модель «пограничника» — однозначно обесценить и резко сломать, смести все «неправильное» и быстро построить другое, «правильное», новое, то модель невротика — изучить, сопоставить, связать, рассмотреть, повлиять и наблюдать за изменениями, перестраивать, размышлять, что стоит оставить с прошлых времен, а что требует корректировки, снова сопоставлять и быть готовым каждый раз принимать актуальное решение. Поскольку менее нарушенный человек всегда способен ценить то, что уже есть, вычленить, понять, что требует изменений, а что не стоит менять, уничтожать, то, как правило, он имеет возможность больше накапливать. У него в собственном пользовании остается значительно больше опыта, денег, знаний, мудрости и, как итог, он живет спокойно.
Сравните: способ жить «и то, и это» — позволяет набирать, накапливать, взращивать. Способ жить «или то, или это», или «все или ничего», с периодической «зачисткой» до корней прошлых идей, решений, способов — заставляет каждый раз начинать сначала. Неудивительно, что «пограничники», даже став богатыми и знаменитыми, из-за полярности и обесценивания нередко лишаются своих состояний и богатств, иногда для того, чтобы начинать вновь и вновь, пока хватит сил.