Игнорирование и обесценивание /преувеличение

Макаров В.В., Макарова Г.А.

Транзактный анализ — восточная версия.— М: Академический Проект, ОППЛ, 2002. — 496 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).

ISBN 5-8291-0281-1 (Академический Проект) ISBN 5-94250-014-2 (ОППЛ)

Пособие посвящено восточной версии транзактного анализа — совре­менному направлению, дополняющему классический вариант этого уче­ния. Даются сведения о главных составляющих анализа: фиксированных жизненных позициях, структуре личности, анализе взаимодействий, пси­хологических играх, жизненных сценариях. Впервые описываются психо­логические игры большого города. Подробно излагаются изменения сце­нариев жизни постсоветского человека; те выборы, которые мы делаем каждый день. Книга содержит ряд примеров. В ней отражены технологии работы авторов с клиентами и пациентами, а также с успешными людьми, обратившимися за анализом. Книга написана в увлекательной и доступ­ной форме и имеет практическую, теоретическую и мотивирующую на­правленность.

Книга предназначается психотерапевтам, психологам, социальным ра­ботникам, психиатрам, студентам. А еще всем, кто делает важные выборы в своей жизни, своей судьбе, А также тем, кто хочет максимально использо­вать ресурсы собственной личности, полноценно и плодотворно общаться с другими людьми и добиться личного и профессионального успеха.

Содержание

Предисловие авторов................................-.........................

ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.............................................................................

ВВЕДЕНИЕ В ВОСТОЧНУЮ ВЕРСИЮ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА..........................................

ГЛАВА L ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ............

Структура метода.............................................................,

Основная цель..................................................................,

Транзактный анализ в советском обществе................

Основные мифы советского человека.........................,

Новые реальности постсоветского общества..............

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ....................

Выбор жизненной позиции человеком........................,

Характеристики основных жизненных позиций.......,

«Я не благополучен — Вы благополучны».....................

«Я не благополучен — Вы не благополучны»..................

«Я благополучен — Вы не благополучны»......................

«Я благополучен — Вы благополучны»...........................

Новейшие представления об экзистенциальных жизненных позициях 8 восточной версии

транзактного анализа.......................................................

Стресс и жизненные позиции.........................................

Три подхода к основным жизненным позициям.........

Неудачники..........................................................................

Середняки ...........................................................................

Удачники ...............................................................................

Терапевтические опросники по выявлению уровня

фиксированной эмоциональной установки.................

Скрининг..............................................................................

Основной вариант опросника.............................................

Поглаживания....................................................................

Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств...........

Пять правил поглаживаний.................................................

Запреты на поглаживания....................................................

Сказка о теплых Поглаживаниях ........................................

Банк поглаживаний..............................................................

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ...........................................

Понятие структуры личности.....................................

Концепция психической энергии...............................

Структурные аспекты эго-состояний........................

Родительское состояние...................................................

Взрослое состояние..........................................................

Детское состояние.............................................................

Функциональные характеристики

эго-состояний..................................................................

Понятие о функциональных характеристиках

эго-состояний....................................................................

Родитель: функциональная модель.................................

Ребенок: функциональная модель...................................

Опросники структуры личности.................................

Измеряемые компоненты личности.................................

Варианты опросников Р-Д*В...........................................

Применение шкалы Р-Д-В ...............................................

Границы и патология эго-состояний..........................

Понятие о границах эго-состояний.................................,

Постоянный Родитель......................................................

Постоянный Взрослый.....................................................

Постоянный Ребенок........................................................

Контаминация ....................................................................

Активизация и укрепление Взрослого

эго-состояния.................................................................■

Эго-состояния и структурирование времени............

Понятие о структурировании времени в транзактном

анализе ..............................................................................

Уход в себя.......................................................................

Ритуал...............................................................................

Времяпрепровождение, или развлечение......................

Деятельность....................................................................

Близость ...........................................................................

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ....................................................

Транзакция — единица общения..............................

Четыре правила коммуникации................................

Виды транзакций..........................................................

Параллельные транзакции..............................................

Пересекающиеся транзакции..........................................

Скрытые транзакции...................................................

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ...................................

Игры большого города..................................................

Значение игр..................................................................

Определение игр..........................................................

Антитезисы....................................................................

Степени игр...................................................................

Классы игр.....................................................................

Игры первого класса......................................................

Игры второго класса...........................„.......................

Сравнение игр двух классов.......................................

Группы игр.....................................................................

Игры маленькихдетей...............................................

Игры нищих....................................................................

Семейные игры...............................................................

Игры финансовых пирамид...........................................

Административные игры...............................................

Суицидные игры.............................................................

Игры с самим собой........................................................

Человек открытый и человек-игрок.......................

Награды за игры...........................................................

Система вознаграждений за игру..................................

Психотерапия игр.........................................................

ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ..................................

Рэкетные чувства и система рэкета.........................

Игнорирование и обесценивание /преувеличение

Понятие о способах искажения реальности..................

Четыре типа пассивного поведения..............................

Другие признаки игнорирования.................................

Игнорирование и игры..................................................

ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ...........................

Введение в сценарии....................................................

Сценарный процесс.....................................................,

Формула сценария...........................................................

Образцы сценарного процесса....................................

«Никогда».........................................................................

«Пока не».........................................................................

«Всегда»............................................................................

«После»............................................................................

«Снова и снова» (Почти).................................................

«Открытый конец»..........................................................

Психотерапия сценарных паттернов........................

Родительские приказания, или предписания.........

«Не будь» (Сгинь, Умри)................................................

«Не делай»........................................................................

«Не расти»........................................................................

«Не будь ребенком»........................................................

«Не будь самим собой»...................................................

«Не будь значимым».......................................................

«Не принадлежи»..............................................................

«Не будь близким»...........................................................

«Не достигай успеха» .......................................................

«Не думай»........................................................................

«Не чувствуй»..................................................................

«Не будь здоровым»........................................................

Драйверы и сценарные паттерны...............................

Понятие о драйверах........................................................

Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн

«Пока не»..........................................................................

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После» ... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда».......

Драйвер «Спеши».............................................................

Функции драйверов.........................................................

Мини-сценарий и драйвфное поведение......................

Работа с мини-сценарием.................................................

Сценарии семьи.............................................................

Родовые сценарии.........................................................

Наши рекомендации