ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям.
Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям.
Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от орфоэпических норм звучания речи.
Составить карточки со словами на различные правила произношения (не раскрывая нормы звучания) и на занятиях с группой, встав на место педагога, проверять по этим карточкам степень усвоения правил произношения товарищами. Это задание на практике закрепляет знание правил и, кроме того, активно тренирует слух.
Составить карточки из слов, вызывающих затруднение в постановке ударений (красивее, мизерный, баловать, иначе, приговор, петля, квартал, на двери, передали, ходатайство...).
Если у самого есть отклонения от норм произношения, то создать личную таблицу тренинга и заниматься по ней. Создавать упражнения типа:
Упражнение «Упреждение». Для тренировки смягчения согласных произносите мягкий гласный (с ясно звучащими Й), и тут же, не отрывая языка от верхних боковых зубов, говорите слова, в которых перед йотирован-
ным гласным есть два согласных: Йа—сьпят, Йэ-сьнесть, Йу-сьплю, Йо— тьвёрд...
Затем составляйте тексты из слов с мягкими согласными и тренируйтесь в их правильном произношении.
Если «После» после «Если», Значит «Если» перед «После». Если «После» перед «Если», Значит «Если» после «После».
В этой чистоговорке язык все время сохраняет установку органов речи на произнесение мягких Е, И.
Упражнение «Под покров». Цель его — убрать полногласие в речи (когда все слоги произносятся в той же скорости, объеме, а иногда и качестве: мАгАзИн, бАрАбАн), избавиться от манеры особенно растягивать предударную гласную (пАдем пАсмотрим кинокАртину), надо пытаться произносить слово так, чтобы все неударные слоги как бы собирались «под покров» ударяемого, бежали под него, «как цыплята под наседку» (С. Волконский).
Включите в работу кисть руки и, произнося слова, сжимайте пальцы в кулак, как бы собирая все звуки, не давая ни одному из них «выскочить»: РепертуАр. АбитуриЕт. ГармонИческий. ВЫспался. НагулЯлся. РазворАчи-вайтесь!.. ВодоворОт. ОгородИть. КОлокол...
Упражнение «Слова—стрелы»-.
Представьте, что в руках у вас лук. Натягивайте тетиву и пускайте слова—стрелы. Наконечник стрелы - ударный слог. За ним летят, собранные воедино, все звуки слова. Ударный собирает и несет их за собой, где бы они ни стояли: в начале, середине или конце слова:
Слово, собранное, звонкое, с четкими согласными, с острым наконечником — ударным слогом летит вперед. Все спаяно с центром слова — сосредоточием его жизни.
На все недостатки в произносительных нормах надо самому придумывать упражнения и, весело играя, совершенствовать культуру звучащего слова.
Отыскивайте в художественной литературе тексты, в которых авторы борются за чистоту русской речи.
Где свой обогатить язык,
Запасы слов, оттенки речи?..
О! Мной давно уже замечен
Живой языковой «родник»!..
Он может все переиначить —
Оттенки, фразы и слова.
Как скажет: «Разрешите нАчать»
Потом: «людЯм нужны средствА».
Еще добавит: «совремЁнный»
И «надо указать о том...» —
Летят все правила, законы,
Разрушенные «родником».
Б. Котляров. «Родник»