Задания для самостоятельной работы. Задания 1.Вопросы для обсуждения

Задания 1.Вопросы для обсуждения

1. Что такое психосоматические расстройства?

2. Кто является автором теории«концепцией специфического эмоционального конфликта» или «теории специфических для болезни психодинамических конфликтов»?

3. Установите соответствие между понятиями (симптомы психосоматических расстройств):

А Конверсионные симптомы 1. в их основе лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми патологическими изменениями в органах. Соответствующая наследственная предрасположенность может влиять при этом на выбор органа.
Б «Психосоматические» функциональные синдромы 2. Их примерами являются истерические параличи, психогенная слепота или глухота, рвота, болевые ощущения. Все они — первичные психические феномены без тканевого участия организма. Тело здесь служит как бы сценой символического выражения противоречивых чувств больного, которые подавлены и вытеснены в бессознательное.  
В Органические психосоматические болезни 3. склонность к травмам и другим видам саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, табакокурение, переедание с ожирением и др.). Эти расстройства обусловлены определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья.
Г «Психосоматические» расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения 4. Такие «соматизированные» формы неврозов иногда называют «неврозами органов», системными неврозами или вегетоневрозами. В отличие от психогенной конверсии, отдельные симптомы здесь не имеют специфического символического значения, а являются неспецифическим следствием телесного (физиологического) сопровождения эмоций или сравнимых с ними психических состояний.

4. Какие три основные формы психогенных заболеваний в зависимости от глубины вытеснения специфического эмоционального конфликта выделяет Ф. Александер?

5. Какое принципиальное отличие психосоматических заболеваний от неврозов (Ф. Александер)?

6. Психосоматические заболевания, как правило, не имеют:

а. Эндогенной обусловленности

б. Соматогенной обусловленности

в. Психогенной обусловленности

г. Социогенной обусловленности

7. Психосоматическим заболеванием является:

а. Шизофрения

б. Грипп

в. Нейродермит

8. Для эффективного лечения психосоматических заболеваний необходима:

а. Длительная госпитализация

б. Психотерапия

в. Терапия нейролептиками

г. Общеукрепляющая терапия

9. При адекватном лечении типичным исходом психосоматических заболеваний является:

а. выздоровление

б. достижение ремиссии

в. длительное безремиссионное течение

г. мнестико-интеллектуалъный дефект

Задание 2. Проанализируйте следующие задачи. Какой фактор является особенно патогенным и влияет на течение заболевания. Определите тип отношения к болезни.

Задача № 1.Больной поступил с жалобами на боли в области желудка, усиливающиеся после приема пищи. Около15 лет страдает язвенной болезнью желудка., с периодическими осенними обострениями. Работает спасателем в МЧС, работу считает нервной, связанной с частыми незапланированными командировками. Несмотря на это, пытается дослужиться до пенсии.

Настроение тревожное, подавленное, чувство тоски. Беспокоится по поводу возможных осложнений заболевания (кровотечение) и вреда для здоровья от назначенного врачом медикаментозного лечения. Пытается сам читать медицинскую литературу о язвенной болезни, использовать опыт народной медицины, обращался за лечением к лекарям, без медицинского образования. Сопоставляет рекомендации разных специалистов, перепроверяет их, пытается сам анализировать результаты обследований.

На беседе обнаружил, что испытывает недостаток слов для выражения переживаний, чувств, эмоций. Никогда не любил фантазировать. Импульсивен, бедные межличностные связи, эмоционально невыразителен.

Задача № 2. Женщина 47 лет, в разводе, есть сын 17 лет, работает учителем в школе. Считаете себя эмоциональным, тревожным человеком, жизнь воспринимает трагично, чувствует себя одинокой, часто плачет. Так как боится потерять благосклонность коллег, часто соглашается им помочь, даже если у нее есть другие дела или болеет. Никогда не вступает в конфликты, всегда сдерживает порыв ярости и агрессии. 5 лет назад был поставлен диагноз – гипертоническая болезнь. 6 лет назад ушел муж к другой женщине. Это событие переживала «внутри себя», так как боялась расстроить сына.

Пришла на прием к психологу с жалобами на тревожное состояние, пониженный фон настроения из-за озабоченности возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасается, что окружающие станут жалеть, считать неполноценной, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения.

Задача № 3.Молодой человек 21 года, служащий из рабочей семьи (папа водитель, мама уборщица). Работает в автосервисе слесарем. Два года назад встречался с девушкой из интеллигентной семьи (папа академик, мама декан известного вуза). Девушка имела высшее образование, училась в аспирантуре. Пациент болезненно воспринимали её попытки помочь, а также просьбы, чтобы поменьше курил, и рассматривает их как стремление «держать под каблуком». Через год девушка от ушла к сокурснику, после этого у молодого человека появились признаки язвенного колита (боли режущего и ноющего характера, повышение температуры, потеря аппетита). Считает, что девушка ушла из-за его социального статуса, и небольшого заработка.

После настойчивых требований семьи лег на обследование в стационар. Симптомы болезни рассматривает как проявления «несерьезного» заболевания. В связи с этим отказывается от врачебного обследования и лечения, желание "разобраться самому" и "обойтись своими средствами", в надежде на то, что "само все обойдется".

Через 8 мес серьёзно влюбился в девушку, которая была старше на 2 года. Когда и эта связь разорвалась, развился повторный тяжёлый приступ болезни. Среди особенностей личности и поведения следует отметить, что пациент шумный, многоречивый, стремится господствовать над другими. В работе был честолюбив, старался получить признание, выполняя сверхурочные задания. Большие заработки для него – это сила и самостоятельность.

Задача № 4. Женщина 32 года, замужем, есть дочь (10 мес). На момент обращения к психологу находится в отпуске по уходу за ребенком. Очень активная, ответственная и инициативная личность. До беременности работала менеджером в отделе маркетинга в крупной фирме. Очень успешна в работе, была предложена должность директора отдела маркетинга, но пришлось отказаться, так как была беременна (тяжело носила, приходилось по долгу лежать в стационаре на сохранении). После рождения ребенка появилась повышенная утомляемость, вялость, сонливость, очень сильные головные боли. В последствии приступы головной боли стали носить приступообразный характер (приступ может длиться 8 часов) и сопровождаться тошнотой, а иногда и рвотой.

Ситуация в семье стабильная, муж очень любит ее и дочь. Конфликты в семье встречаются редко.

На консультацию к психологу обратилась с жалобами на низкий фон настроения, раздражительность, бессонницу. Постоянно прислушивается к своему организму, ожидая очередной приступ мигрени. По поводу головной боли была на приеме у многих специалистов, прошла полное обследование, но соматических нарушений не выявлено. С заключением врачей вы не согласны, так как описывая симптомы своего состояния подозреваете, что от вас скрывают какое-то серьезное заболевание.

Наши рекомендации