Задания для самостоятельной работы. Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения

1) Понятие профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность

2) Структура и основные компоненты педагогической деятельности.

3) Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.

4) Профессиональная готовность и пригодность преподавателя к педагогической деятельности.

5) Психолого-педагогические помехи в деятельности преподавателя.

6) Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога и как часть общечеловеческой культуры.

7) Базовые компоненты педагогической культуры.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 3-30.

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002.

4. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 58-84.

5. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004, с. 5-39, 61-78.

6. В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. С.5-29.

Дополнительная литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа: Башк. пед. ин-т., 1997.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 6-27

Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 5-74.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. С.5-72

Педагогическая технология / сост. Н.Е. Щуркова. – М., 1992.

Рувинский Л.И., и др. Введение в специальность. – М., 1988. С. 36-86.

Задания для самостоятельной работы:

1) Написать эссе на одну из следующих тем: «Идеал педагога, к которому я стремлюсь», «Мой любимый учитель», «Учитель и современность».

2) Ответить письменно на следующие вопросы. Какие черты личности необходимо в себе развить? Какие черты личности, свойственные педагогу, вам необходимо в себе развить? Каких качеств личности. По вашему мнению, не хватает окружающим вас людям? Какие качества личности вы хотели бы обнаружить у будущих воспитанников?

3) Раскрывая отличия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной предложить студентам составить таблицу.

Признаки профессиональной педагогической деятельности. Признаки непрофессиональной педагогической деятельности.
   

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию или написать реферат объемом 5-7 страниц, подробно раскрывающие одно из основных понятий темы.

Занятие 2. Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения.

Педагогическая рефлексия, этика, эстетика. Индивидуальный стиль деятельности. Имидж педагога

Целевые установки:

- усвоить основные понятия: «педагогическое мастерство», «педагогическая рефлексия, этика, эстетика», «имидж педагога»;

- выявить структуру педагогического мастерства и систему формирования индивидуального стиля педагога и его имиджа;

- определить уровень развития эмпатии, осознать свои эмпатические переживания и откорректировать проявление эмпатии как личностного качества педагога путем переноса эмпатических чувств на окружающих, осознать необходимости целенаправленного конструирования имиджа.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры. Характеристика педагогического мастерства.

2. Структура педагогического мастерства.

3. Взаимосвязь основных понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «педагогическая квалификация», «индивидуальный стиль педагогической деятельности» педагогической деонтологии.

4. Педагогическая рефлексия.

5. Методологические основы педагогической этики. Сущностные характеристики педагогической этики.

6. Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя. Система формирования индивидуального стиля педагога.

7. Имидж преподавателя как социально-психологический образ. Составляющие педагогического имиджа.

Обязательная литература

1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. Новосибирск, 1999.

2. В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. С.5-29.

3. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 84 -105, 143-150.

4. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004, с. 36 -78.

5. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 5-74.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. С.5-72.

Дополнительная литература

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 3-30.

Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2004.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 6-27

Педагогическая технология / сост. Н.Е. Щуркова. – М., 1992.

Задания для самостоятельной работы

1) Составьте 2-3 педагогические задачи на основе примеров из художественной литературы, жизненных ситуаций по теме «Проявление людьми чувства эмпатии».

2) Составьте кодекс толерантного преподавателя.

3) Для формирования собственного профессионально-педагогического имиджа ответьте на следующие вопросы: 1. Осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа. 2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?). 3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, кото­рое я хочу произвести?). 4. Формулировка количества и видов необходимых визуаль­ных образов-имиджей. 5. Определение адресата имиджа (для кого?). 6. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа. 7. Самооценка внешности. 8. Овладение технологией презентации внешности. 9. Поиск девиза-установки для себя. 10. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида. 11. Предварительное построение образа. 12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок. 13. Отшлифовка имиджа, формирование гардероба. 14. Анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности. 15. Внедрение имиджа, проверка практикой общения. 16. Дальнейшее самосовершенствование.

Наши рекомендации