Организационного поведения
Методическую и методологическую основу организации производства составляют социологические исследования.
Различают следующие виды социологических исследований:
а) Разведывательные исследования-наиболее простой вид конкретно социологического анализа. Решает весьма ограниченные задачи, охватывает небольшие группы людей, основывается на упрощенной программе и сжатом инструментарии(понимаются различные документы по сбору первичной информации – анкеты, бланки интервью, опросные листы и т. д.) Данный метод используется для получения предварительных сведений о предмете и объекте исследований в углубленных исследованиях.
б)Описательные исследования- более сложный вид конкретно социологического анализа. Предполагает получение целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах. Проводится по полной достаточно подробно разработанной программе и на базе опробованного инструментария. Применяется, когда объект исследования достаточно большая группа людей (например, коллектив предприятия: люди разных профессий и возрастных категорий, разного уровня образования и т. д.).
в) Аналитические исследования - наиболее углубленный вид социологического анализа, ставит своей целью выявление причин и фактов, влияющих на исследуемые явления или процесс. Подготовка этого исследования связана с разработкой полной программы и соответствующего инструментария.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является эксперимент.Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Применяют два основных типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных искусственных условиях, он требует специального оснащения и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.
Недостатком этого метода является его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам.
Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию - это обеспечивает естественность их поведения.
Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.
г) Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования. Широко используется для сбора первичной информации (90 % всех социологических данных собираются с помощью этого вида).
Опрос подразделяется на анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании заранее формируются вопросы для респондентов.
Интервьюированиеиспользуется в том случае, когда последующий вопрос для респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос.
При правильном их проведении опроса они позволяют выявлять индивидуально - психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Достоинство метода анкетирования заключается в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.
д) Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
е) Изучение (анализ) результатов деятельности - считается вспомогательным методом исследования, так как дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).
ж) Социологическое наблюдение - представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или особенности. Формы фиксации могут бать различны (бланк, дневник наблюдения, фото- или киноаппаратура и т.д.).
Особенностью наблюдения в психологии состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движение, словесные высказывания и т.д.).
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение требует продолжительного времени.
Самонаблюдение – это наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний. Причина ограниченного его применения - явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
з) Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях. Может выявить тенденцию и динамику изменений отдельных черт объекта, последствий.