ГЛАВА 20. Пол, любовь и образование пар

Говоря о животных, мы не используем слово «любовь», предпочитая термин «спаривание». Но понаблюдайте за поведением пары степных полевок – оно очень напоминает именно любовь. Степная полевка – маленький коричневый грызун, роющий норы, остается с одним и тем же партнером на протяжении всей своей жизни (что весьма необычно, поскольку только 3– 5% животных моногамны). Оба родителя ухаживают за детенышами, и, потеряв партнера, степная полевка, как правило, не ищет ему замену.

А вот серая полевка предпочитает жить в одиночестве и склонна к беспорядочным связям. При сравнении мозга этих двух близкородственных животных ученые узнали немало о нейронной основе создания пар. Чтобы исследовать процесс создания пар в лабораторных условиях, ученые позволили одной полевке свободно перемещаться по клетке, состоящей из трех отделений, соединенных трубками. Полевку сажали в пустое отделение, которое соединялось двумя переходами с отделением, в котором находился партнер этой полевки, и с другим отделением – с незнакомой полевкой. Чем больше времени животное проводило вместе со своим партнером, тем более привязанным оно считалось. Неудивительно, что самым сильным стимулом для формирования пары является наличие сексуальной связи с партнером, хотя некоторые степные полевки просто жили друг подле друга.

Два нейромедиатора – окситоции и аргинин‑вазопрессин – контролируют у полевок формирование пар и поддержание отношений. Оба эти медиатора важны для социального распознавания у грызунов. Окситоцин высвобождается у многих млекопитающих во время стимуляции влагалища или шейки матки, включая рождение детенышей и спаривание. Окситоцин важен для появления связи «мать – детеныш» у многих видов животных, и во время образования пары он больше влияет на самок полевок, чем на самцов.

А вот аргинин‑вазопрессин отвечает за разнообразное поведение самцов, включая агрессию, мечение запахом и ухаживание. Похоже, что этот гормон является главным у самцов полевок при формировании пары. Однако в трудную минуту любой из этих пептидов способен стимулировать создание пары у полевки любого пола. Проникновение одного из этих нейромедиаторов в мозг приводит в скором времени к образованию пары после кратковременного знакомства с партнером, даже если эти полевки еще не спаривались.

У моногамных степных полевок в определенной области мозга больше рецепторов, воспринимающих оба этих медиатора, чем у неразборчивых степных. В середине мозга располагаются две области, которые отвечают за выбор партнера: так называемое «прилежащее ядро», в котором находится большое количество рецепторов окситоцина, и вентральный паллидум с большой концентрацией рецепторов аргинин‑вазопрессина.

Местное блокирование любого типа рецепторов предотвращает образование пары, что происходит и при блокировании рецепторов окситоцина в префронтальной коре или подавлении рецепторов аргинин‑вазопрессина в латеральной перегородке у самцов. Все эти области являются частями мозговой системы подкрепления (см. главу 18). Выделение медиатора дофамина во время этого цикла критически необходимо для реакции на естественное подкрепление – еду, секс или на вызывающие привыкания наркотические вещества.

И правда, любовь может стать привычкой. Зачем мозгу особые проводящие пути, заставляющие людей страстно желать наркотики, никогда не встречающиеся в природе в естественном виде? Возможно, дело в том, что области мозга, ответственные за зависимость от наркотиков, содержат нейроны, ответственные за естественные подкрепления, в том числе за любовь. Если способность привыкать к чему‑то помогает животным оставаться со своим партнером, то, возможно, эти проводящие пути полезны для выживания вида, и поэтому они настаивают на своем, несмотря на вред, который способно нанести пристрастие.

Образование связей формируется на основе обусловленного научения, в котором запах партнера (как минимум, в случае с грызунами) ассоциируется с чувством подкрепления от половой связи. Это особо не отличается от обучения собаки сидеть при помощи ассоциирования этого поведения с получением лакомства – как еда, так и секс повышают количество вырабатываемого дофамина в центре удовольствия. Блокирование конкретного подтипа рецепторов дофамина предупреждает развитие основанного на спаривании предпочтения партнера, тогда как активизация рецепторов дофамина приводит к выбору партнера без спаривания. После двухнедельной связи с самкой у самца степной полевки вырабатывается повышенное количество другого подтипа рецепторов дофамина, которые понижают стремление к образованию пары, предположительно для того, чтобы ему было сложнее образовать новую связь, способную разрушить его отношения с первой партнершей.

Наши рекомендации