Раздел 2. Характеристика психического развития
Семинары 3, 4. Психология младшего школьника (тема 6).
Семинары 5, 6. Психологические особенности развития подростка (тема 7).
Семинары 7, 8. Психология ранней юности (тема 8).
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Психология развития» используются следующие образовательные технологии.
6.1 Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии: академические лекции, установочные и обобщающие лекции, семинарские занятия, лабораторные занятия.
Технологии проблемного обучения:проблемные лекции, лекция‑визуализация (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции), метод проектов, студенческая конференция, выступление с докладом, сообщением по реферату, разбор конкретных ситуаций, рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки проектов группами студентов, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.
Игровые и имитационные технологии:деловая игра, ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, дебаты.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:практические занятия, лабораторные работы.
Интерактивные и активные формы проведения занятий: деловая игра, ролевая игра, разбор педагогических ситуаций, психологический тренинг, мозговой штурм, дискуссия, мастер-классы экспертов и специалистов.
Занятия лекционного типа составляют 40 % аудиторных занятий. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 % аудиторных занятий.
6.2 Технологии внеаудиторной работы:
Традиционные технологии:конспектирование литературы, подготовка к коллоквиуму, собеседованию по теме, реферирование монографии и периодических изданий, подготовка реферата и доклада.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: написание эссе и иные творческие работы, подготовка базы психодиагностического инструментария, научно-исследовательская деятельность (в том числе участие в работе СНО, научных кружков), подготовка отчетов по результатам исследовательской работы, подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем, проектная деятельность (в том числе участие в волонтерском движении), составление портфолио, поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
при освоении курса «Психология развития»
В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации, которое мы и представляем. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· Первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала;
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
· оформление отчетного материала в соответствии с залданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.
7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы
№ п/п | Раздел дисциплины | Неделя семестра | Всего часов (ауд. и внеаудиторная работа) | Обязательная самостоятельная работа | Дополнительная самостоятельная работа |
I. Общие вопросы психологии развития | |||||
1. | Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития | ||||
2. | Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | 2-3 | |||
3. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 4-5 | |||
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | |||||
4. | Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте | ||||
5. | Психологические особенности развития в дошкольном возрасте | ||||
6. | Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте | 7-9 | |||
7. | Психологические особенности развития в подростковом возрасте | 10-12 | |||
8. | Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | 13-15 | |||
9. | Динамика психического развития школьников в онтогенезе | ||||
10. | Психологические особенности развития в периоды взрослости | ||||
Всего: |
7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы (ак. час.) | Общая трудоемкость (ак. час.) | ||||||
Работа с учебным материалом | Доклады, презентации, реферата, эссе | Выполнение заданий (вопросы, задачи, тесты) | Составление аналитических таблиц | Работа с понятиями, составление глоссария | Конспектирование, аннотирование | Диагностическое исследование | |||
I | Общие вопросы психологии развития | ||||||||
1. | Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития | ||||||||
2. | Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | 0,5 | 0,5 | ||||||
3. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
II | Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | ||||||||
4. | Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте | ||||||||
5. | Психологические особенности развития в дошкольном возрасте | ||||||||
6. | Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте | ||||||||
7. | Психологические особенности развития в подростковом возрасте | ||||||||
8. | Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | ||||||||
9. | Динамика психического развития школьников в онтогенезе | ||||||||
Психологические особенности развития в периоды взрослости | |||||||||
Итого | 10,5 | 9,5 |
7.3. Содержание самостоятельной работы,
семинарских и практических занятий
Раздел 1. Общие вопросы психологии развития