Образовательные технологии.
Б3.В.ОД.7 ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Направление подготовки 050400.62- Психолого-педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника 62 – Бакалавр
Профиль – Психология и социальная педагогика
Форма обучения – заочная
Учебный план 2012 года приема.
Цикл дисциплин – Профессиональный цикл
Компонент цикла дисциплин – Вариативная часть. Обязательные дисциплины
Курс – 3 и 4
Семестр – 6,7
Всего часов – 144
Чебоксары - 2014
Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Минобрнауки РФ 22 марта 2010 г. № 200, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе __.___.2012 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
доктор педагогических наук, профессор _______________________ Л.А. Абрамова
ОБСУЖДЕНО:
на заседании кафедры педагогики и психологии « » мая 2014г., протокол №.
зав. кафедрой, профессор _______________________ Л. А. Абрамова
ОДОБРЕНО:
методической комиссией факультета управления и психологии « » 2014 г., протокол №.
декан факультета, профессор _______________________ Е. Н. Кадышев
СОГЛАСОВАНО:
начальник учебно-методического управления ___________________М.Ю. Харитонов
Цель освоения учебной дисциплины.
Цель изучения курса «Психология творчества» - дать основы знаний о творчестве и творческой деятельности, развитии творческого потенциала.
Задачами являются:
- овладение систематизированными знаниями по курсу «Психология творчества» в объеме, необходимом для осуществления профессиональной деятельности,
- формирование представления о творческом процессе, роли воображения и эмоций в творчестве, креативности, одаренности, способах развития творческой личности,
- подготовка студентов к самостоятельному, творческому решению практических задач профессиональной деятельности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Психология творчества» является обязательной дисциплиной вариативной части базового цикла.
Изучение дисциплины «Психология творчества» опирается на знания из области педагогики, психологии и взаимосвязано с освоением смежных учебных дисциплин: «Психологии личности», «Педагогическая психология».
Дисциплина «Психология творчества» изучается в 6 и 7 семестрах и необходима для освоения дисциплин: «Инновационные технологии в образовании», «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми», «Основы профессионально-педагогического общения», и др.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.
способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
основные понятия психологии творчества;
специфику познавательных процессов, их свойства и особенности протекания в творческой деятельности;
характеристики творческих способностей, одаренности,
уметь:
использовать знания о психологии творчества для развития творческих способностей обучающихся,
использовать полученные психологические знания в профессиональной деятельности для развития своего творчества, исполнения своих креативных замыслов,
владеть:
системой знаний о психологии творчества,
способами организации творческой деятельности.
Структура и содержание учебной дисциплины.
4.1. Структура дисциплины.
(В табличной форме указывается из каких разделов (дидактических единиц) состоит дисциплина. Содержание дисциплины структурировать по разделам, охватывающим логически завершенный материал. Содержание указывается в дидактических единицах (логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.). Содержание дисциплины должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, технологии, культуры и производства и отражать перспективы их развития. При составлении необходимо руководствоваться целью и задачами специальности в целом, а также конкретной дисциплины. Указывается распределение ожидаемых результатов и компетенций по разделам учебной дисциплины.)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Понятие творчества и творческой деятельности | Психология творческой деятельности. Воображение как творческий процесс | (ПКПП-7); (ПКНО-7); |
2. | Личность и творчество | Творчество и эмоции. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала. Креативность как интегральная творческая способность. Творческие личности. Психологическая характеристика различных видов одаренности. Развитие творческого потенциала | (ПКПП-7); (ПКНО-7); |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
(Виды учебной работы и количество часов на них составляются в соответствии с учебным планом. При оформлении этого раздела используетсятаблица.)
№№ п/п | Аудиторные занятия | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Контроль самостоятельной работы | Всего часов | Из них в интерактивной форме |
Семестр __6__ | ||||||||
Раздел 1.Понятие творчества и творческой деятельности | ||||||||
1. | Тема 1. Психология творческой деятельности | |||||||
2. | Тема 2. Воображение как творческий процесс | |||||||
Раздел 2.Личность и творчество | ||||||||
Семестр ___7_ | ||||||||
3. | Тема 3. Творчество и эмоции | |||||||
4. | Тема 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала | |||||||
5. | Тема 5. Креативность как интегральная творческая способность | |||||||
6. | Тема 6. Творческие личности | |||||||
7. | Тема 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности | |||||||
8. | Тема 8. Развитие творческого потенциала | |||||||
Итого: 144 |
Вид промежуточной аттестации: экзамен в 7 семестре.
4.3. Темы занятий и краткое содержание.
Тема 1. Психология творческой деятельности
Лекция 1. Психология творческой деятельности
1. Понятие творчества. Творчество как продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный результат.
2. Теории творчества в психологии. Психоаналитическая теория творчества (3. Фрейд, К. Юнг). Когнитивная теория творчества Дж. Келли. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер).
3. Виды творчества. Виды творчества: научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество. Их специфика.
4. Этапы творческого процесса. 1 этап – осознание проблемы,2 этап – выработка гипотезы, 3 этап, – проверка решения. Характеристика этапов творческого процесса.
5. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Внутренние и внешние факторы. Чувства стимулирующие и тормозящие творческую активность. Психологические барьеры, блокирующие творчество в личностном плане.
Тема 2. Воображение как творческий процесс
Лекция 2. Воображение как творческий процесс
1. Роль воображения в творческом процессе. Сущность воображения. Отличительные особенности воображения. Взаимосвязь воображения и творчества.
2. Виды воображения. Пассивноеи активноевоображение. Пассивное непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Активное воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (преобразующее) воображение. Конкретноеи абстрактноевоображение. Познавательное и аффективное воображение.
3. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов действительности. Соотношение воображения с памятью и мышлением в творческом процессе.
Возрастные особенности воображения.
Практическое занятие 1. Психология творческой деятельности. Воображение как творческий процесс
1. Понятие творчества.
2. Теории творчества в психологии
3. Виды творчества
4. Этапы творческого процесса
5. Факторы, затрудняющие творческий процесс
6. Роль воображения в творческом процессе
7. Виды воображения
8. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов действительности.
Тема 3. Творчество и эмоции.
Лекция 3. Творчество и эмоции.
1. Роль эмоций в творчестве. Влияние эмпатии на творческий процесс. Стенические эмоции в творческом процессе. Влияние положительных эмоций на интеллектуальную деятельность, креативность.
2. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы: интересы, удивление, вдохновение, сопровождающие творческий процесс.
3. Положительные эмоции, сопутствующие успешному окончанию творческого процесса: удовлетворение, радость, воодушевление, восхищение, восторг.
4. Роль сомнения, тревоги в творческом процессе. Негативная роль скептического сомнения на творчество.
5. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние в творчестве.
Тема 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала
Лекция 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала.
1. Творческий потенциал человека. Творческий потенциал в широком и узком смысле. Творческие способности и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности
2. Способности и задатки человека. Функционально-генетический подход к пониманию способностей. Способности как характеристики продуктивности функциональных систем.
Одаренность (талант) как системное развивающееся качество психики. Многокомпонентность одаренности.
Гениальность. Характеристики гениальности.
Общие и специальные способности и одаренности. Общие и специальные творческие (креативные) способности. Умственные способности человека – есть общие способности. Полифункциональность способностей, их включенность в различные виды деятельности. Специальные способности.
Виды одаренности. Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности. Склонность – положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию.
Тема 5. Креативность как интегральная творческая способность
Лекция 5. Креативность как интегральная творческая способность
1. Понятие креативности. Креативность как процесс, деятельность. Проявления креативности. Структура креативности.
2. Креативные способности. Дивергентное мышление как креативная способность. Креативные способности: особенности восприятия (наблюдательность), интуитивность, способность к преобразованиям, способность к прогнозированию, ассоциативность (легкость ассоциирования, сближения понятий), чувство комического, способность к импровизации, синестезия.
3. Виды (типы) креативности. Креативность и интеллект. Нелинейная связь между креативностью и интеллектом.
Биологические предпосылки креативности. Возрастные особенности креативности. Креативность лиц мужского и женского пола.
Тема 6. Творческие личности
Лекция 6. Творческие личности.
1. Инвестиционная теория креативности. Роль личностных качеств в творческих достижениях. Теории креативности. Инвестиционная теория креативности. Влияние на творчество когнитивных, личностных, мотивационных ресурсов человека, а также условий среды.
2. Особенности личности творческих людей. Особенности личности творческих людей: эстетическая чувствительность, эстетическая эмпатия, чувство формы и стиля, перфекционизм и др. Характерные черты творческих личностей. Доминирование познавательного мотива в структуре деятельности – психологическая основа интеллектуальной активности и креативности.
3. Одаренные личности и социум. Роль социальной среды в проявлении и развитии одаренности, в частности, роль школы в раскрытии и развитии одаренности детей. Отношение общества к таланту. Творческая деятельность и семья. Проблемы самореализации одаренных женщин.
Практическое занятие 2. Творчество и эмоции. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала.. Креативность как интегральная творческая способность. Творческие личности.
1. Роль эмоций в творчестве.
2. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы
3. Положительные эмоции, сопутствующие успешному окончанию творческого процесса
4. Роль сомнения, тревоги в творческом процессе
5. Фрустрационные эмоции
6. Творческий потенциал человека
7. Способности и задатки человека
8. Понятие креативности.
9. Креативные способности
10. Виды (типы) креативности.
11. Инвестиционная теория креативности
12. Особенности личности творческих людей
13. Одаренные личности и социум.
Тема 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности
Лекция 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности.
1. Понятие одаренности. Виды одаренности. Интеллектуальная, художественная, спортивная, организаторская одаренность.
2. Психологическая характеристика одаренности. Психологическая характеристика интеллектуальной одаренности. Особенности одаренных индивидов. Психологические характеристики людей, обладающих художественной одаренностью. Понятие музыкальной одаренности как качественно-своеобразного сочетания общих и специальных способностей. Психологическая характеристика музыкальной одаренности. Понятие музыкальности.
Два аспекта художественной одаренности: родовой и индивидуальный. Необходимость занятий искусством растущему человеку.
Тема 8. Развитие творческого потенциала
Лекция 8. Развитие творческого потенциала.
1. Фазы возрастного развития креативности. Развитие творческого потенциала естественным и преднамеренным путем.
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Две фазы возрастного развития креативности: в 3-5 лет – общая творческая способность, в 13-20 лет – способность к творчеству в определенной сфере деятельности.
2. Развитие творческого мышления. Становление исследовательской позиции в младшем школьном возрасте. Развитие творческого мышления в детском возрасте. Этапы творческого становления (креативности).
Раннее проявление одаренности (вундеркинды). Необходимость психологической помощи и поддержки в развитии талантливой личности.
3. Развитие творческих способностей. Целенаправленное развитие творческих способностей. Факторы, способствующие развитию креативности. Способы стимулирования креативного потенциала. Условия, тормозящие проявление и развитие креативности в детстве. Методы обучения, способствующие развитию творческих способностей: проблемного обучения, развивающего обучения, педагогической инженерии, эвристического обучения.
Практическое занятие 3. Психологическая характеристика различных видов одаренности. Развитие творческого потенциала.
1. Понятие одаренности
2. Психологическая характеристика одаренности
3. Фазы возрастного развития креативности
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие творческих способностей.
Образовательные технологии.
Традиционные формы аудиторного обучения: беседа, лекция, практикум, рассказ, семинар.
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии:
¾ электронные ресурсы и мультимедиа технологии;
¾ педагогические технологии с использованием мультимедиа;
¾ технологии электронного тестирования, рейтингового контроля и педагогического мониторинга;
¾ видеоматериалы (презентации MS Power Point и Flash);
¾ научные, учебные и учебно-методические материалы (электронные издания учебных и учебно-методических пособий и т.п.).
Использование информационно-образовательной среды вуза:
¾ электронные библиотеки.
№ темы | Вид занятия (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие) | Используемые интерактивные технологии | Всего часов |
3,6 | лекции | Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии |