Обеспечение содержания дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Севастопольский филиал
Утверждаю
Директор Севастопольского филиала
РЭУ им. Г.В. Плеханова
протокол №__ от «___» сентября 2015г
_____________________ И.А. Шевчук
.
Кафедра менеджмента туризма и гостиничного дела
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.1.2.Теория менеджмента: организационное поведение
Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки «Менеджмент организации»
Квалификация (степень)
выпускника ______Бакалавр__________
Севастополь – 2014
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1Общая трудоемкость дисциплины «Теория организации: организационное поведение»составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.
для заочной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
из них, интерактивные | - | - | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
из них, интерактивные | 4 | 4 | |||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | нет | нет | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | - | ||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат, доклад | |||||
Выполнение письменных работ (домашнее задание) | |||||
Подготовка к текущим занятиям, контрольным работам | |||||
Чтение учебно-методической литературы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | Зачет | ||||
Общая трудоемкость час зач. ед. |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Тема 1. Введение в организационное поведение | Организационное поведение – основа для понимания менеджмента. Междисциплинарный подход к организационному поведению. Интеграция с функциональными направлениями менеджмента. Факторы, влияющие на организационное поведение. Этапы развития дисциплины. | ОПК-3 | Знать: предмет и задачи организационного поведения как науки; этапы развития, основные уровни исследования; факторы, влияющие на организационное поведение Уметь: определять факторы, влияющие на организационное поведение | Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя |
2. | Тема 2. Поведение человека в организации. Типология трудового поведения | Трудовое поведение человека. Типы поведения на рабочем месте. Типология трудового поведения МГУ, типология соотношения ценностей и правил поведения, типология Герчикова В.И. Развитие потенциала человека через эффективное управление организационным поведением. Ролевое и статусное поведение как результат взаимовлияния организационного поведения и организационной культуры. | ОПК-3 | Знать: различные подходы к определению и использованию личностных качеств работников в организации Уметь:провести типологию работников, определить их социально-демографические особенности Владеть:методиками типологии работников, их социально-демографических характеристик | Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя |
3. | Раздел «Личность». Тема 3. Личностные качества работника | Основные понятия различных теорий и подходов к личности. Личность и индивидуальные различия. Модели личности. Личность и ее развитие в организации. Личностные качества работников: использование в практике менеджмента. Теории поведения человека в организации. Социально-демографические особенности работников (пол, возраст, семейное положение, стаж работы и т.п.) Роль психических явлений в организационном поведении, их влияние на результаты работы. Коммуникативное поведение в организации. Профессиональная пригодность. Типы личности и предпочтительные сферы деятельности. Национальные особенности поведения. Учет социально-демографических особенностей и личностных качеств работников при подборе и расстановке кадров, их обучении и развитии, при организации системы компенсаций, поддержании дисциплины, сокращении текучести кадров. Понятие компетенций, их виды, использование в современной практике управления. | ОПК-3 | Знать: различные подходы к определению и использованию личностных качеств работников в организации Уметь:провести типологию работников, определить их социально-демографические особенности Владеть:методиками типологии работников, их социально-демографических характеристик | Лекции, практические, устные самостоятельная работа студентов |
4. | Тема 2. Мотивация – от теории к практике | Мотивация: использование в практике менеджмента. Мотивационный процесс, научение. Теории мотивации: Ранние теории мотивации. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Теория "X" и теория "У" (Д. Мак-Грегор). Теория факторов мотивации Ф. Герцберга.Современные теории мотивации. Теория потребностей К. Алдерфера. Классификация потребностей по Ф. Мак-Клелланду. Теория ожиданий. Интеграция современных теорий мотивации. Использование теорий мотивации на практике. Механизм мотивации. Соотношение мотивации и типов поведения работников. Мотивация как процесс согласования целей объекта и субъекта управления. Мотивация и результативность организации. Цели и целеполагание, управление по целям. Участие в управлении. Кружки качества. Организация системы компенсаций с учетом факторов мотивации. Гибкие формы вознаграждений, участие в прибылях. Справедливость оплаты как фактор мотивации. Гибкое рабочее время. Особенности использования теорий мотивации на российских предприятиях. | ОПК-3 | Знатьосновные теории мотивации, их особенности и методы использования Уметьпроектировать работы с учетом обогащения их содержания и расширения сферы деятельности работников, осуществлять ротацию кадров, формировать самоуправляемые рабочие группы. Владеть навыками создания гибкого рабочего места, проектирования рабочего пространства, организацией работы кружков качества | Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя. |
5. | Раздел 2. Группа Тема 5. Группа. Взаимодействие и групповое принятие решений | Понятие и классификация групп. Мотивы вступления в группу. Стадии развития группы. Факторы, определяющие поведение ее членов. Структура групп. Ролевой конфликт. Статус и нормы. Размер групп. Неформальные группы в организации. Формирование группового поведения в организации. Условия эффективного функционирования. Групповая динамика. Групповое единомыслие. Сплоченность групп и эффективность работы. Направления взаимодействия. Мастерство общения. Групповое принятие решений – достоинства и недостатки. | ОПК-3 | Знать: понятие, стадии развития, основные характеристики группы. Уметь:разбираться в стадиях развития групп, их структуре, ролях, нормах, статусе. Понять, как сплоченность группы влияет на ее эффективность. Исследовать процесс группового принятия решений. Владеть:методами определения сплоченности группы | Лекции, семинары, устные домашние задания, обсуждение эссе, кейс, самостоятельная работа студентов, |
6. | Тема 5. Лидерство и власть. | Лидерство в организации. Классические и современные подходы. Личностные качества руководителя. Поведенческий подход к лидерству. Ситуационный подход к лидерству. Выдающиеся лидеры. Современные концепции лидерства. “Харизматические” лидеры – секреты успеха. Концепция заменителей лидерства. Трансформирующий тип лидерства. Лидерство и власть – общее и отличия. Отношения к власти в зависимости от типа личности. Источники и формы власти. Зависимость – основа власти. Что создает зависимость. Власть в группах – коалиции. Наделение властью (делегирование полномочий). Тактика власти. | ОПК-3 | Знать классические и современные подходы к лидерству в организации. Уметь отличать лидерство от власти, определить тактики власти и как избежать манипулирования в коммуникациях Владетьтактиками лидерства и власти, этическими аспектами лидерства, методами противостояния манипуляции | Лекции, семинары, устные домашние задания, обсуждение эссе, кейс, самостоятельная работа студентов |
6. | Тема 6. Коммуникации в организациях. Конфликты и переговоры | Классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента. Конфликт – это хорошо или плохо. Оценка конфликта с точки зрения результатов работы организации. Источники конфликтов. Виды конфликтов. Ролевые конфликты. Стадии развития конфликта – их содержание. Модели поведения в конфликте. Последствия конфликта: негативные, позитивные. Управление конфликтом. Как создать “позитивный конфликт” в организации? Типы конфликтных личностей. Медиация в конфликте. Переговоры – подготовка, формы проведения. Анализ результатов (долгосрочных, краткосрочных) Стиль и тактика проведения переговоров. Посредничество при переговорах. Переговоры: национальные особенности поведения. Необходимость их учета при подготовке и проведении переговоров. | ОПК-3 | Знать:основные типы коммуникаций в организациях,классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента Уметь:анализировать источники конфликтов в организации, их последствия и пути разрешения; осуществлять переговоры как путь разрешения конфликтов. Владетьметодами управления конфликтами | Лекция, семинар, анализ деловых ситуаций круглый стол, самостоятельная работа студентов |
Раздел 3. Организация. Тема 7. Организационная культура | Современные подходы к организационной культуре и их использование в практике менеджмента. Содержание. Типологии культур по различным признакам. Сильная и слабая организационная культура. Функции организационной культуры. Факторы, ее формирующие. | ОПК-3 | Знать: современные подходы к организационной культуре, основные типологии организационных культур Уметь:использовать классификации организационных культур в практической работе Владеть:методами определения типа организационной культуры компании | Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, | |
Тема 9.2 Модели эффективного организационного поведения | Модель организации как образ организационного поведения. Автократическая модель. Патерналистская модель. Поддерживающая модель. Коллегиальная модель. | ОПК-3 | Знать: модели организационной культуры, основные типологии организационных культур. Уметь:определять модель организационной культуры, влияние модели на практическую деятельность организации, проводить анализ моделей организационного поведения. Владеть:методами определения модели организационной культуры компании | Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей | |
Тема 10. Организационное поведение в системе международного бизнеса | Организационное поведение в различных национальных культурах. Параметры культурных различий. Управление поведением с учетом культурных возможностей и ограничений. Преодоление барьеров культурной адаптации. Коммуникации в международной среде. Нарушения в межкультурных коммуникациях. Повышение эффективности межкультурного общения. Влияние культуры на уровень производительности. Развитие бизнеса с учетом межнациональных особенностей. Различия в мотивации в различных культурах. | ОПК-3 | Знать: современные подходы к организационной культуре, факторы влияют на ОП и организационную культуру компании, кросскультурные особенности поведения в бизнесе. Уметь:осуществлять коммуникации в международной среде, определять мотивы развития бизнеса с учетом межнациональных особенностей. Владеть:технологией и методами преодоления культурного шока. | Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей |
Обеспечение содержания дисциплины
Тема 1. Введение в «Организационное поведение»
Литература: Б-1; О-1-8;Д-1-3.
Вопросы для самопроверки:
1. Дать определение организационного поведения как науки.
2. В чем заключается междисциплинарный подход к изучению дисциплины.
3.Управление людьми в организации и эффективность ее работы.
4. Этапы развития организационного поведения как науки.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Провести анализ влияния внешних условий на функционирование организации (кейс «Селигер»)
2. Определить факторы, влияющие на поведение работников (внутри организации и за ее пределами (кейс «Лида Смирнова»)
3. Сравнить системы управления в этих двух организациях, выявить их сильные и слабые стороны (кейс «Лида Смирнова»).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
–Русский менталитет – что это такое в чем его особенности.