Обеспечение содержания дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Севастопольский филиал

Утверждаю

Директор Севастопольского филиала

РЭУ им. Г.В. Плеханова

протокол №__ от «___» сентября 2015г

_____________________ И.А. Шевчук

.

Кафедра менеджмента туризма и гостиничного дела

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.1.2.Теория менеджмента: организационное поведение

Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

Профиль подготовки «Менеджмент организации»

Квалификация (степень)

выпускника ______Бакалавр__________

Севастополь – 2014

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1Общая трудоемкость дисциплины «Теория организации: организационное поведение»составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.

для заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции      
из них, интерактивные - -      
Практические занятия (ПЗ)      
из них, интерактивные 4 4      
Семинары (С) - -      
Лабораторные работы (ЛР) нет нет      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)   -      
Расчетно-графические работы      
Реферат, доклад      
Выполнение письменных работ (домашнее задание)      
Подготовка к текущим занятиям, контрольным работам      
Чтение учебно-методической литературы      
Вид промежуточной аттестации (зачет) Зачет      
Общая трудоемкость час зач. ед.        

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Тема 1. Введение в организационное поведение Организационное поведение – основа для понимания менеджмента. Междисциплинарный подход к организационному поведению. Интеграция с функциональными направлениями менеджмента. Факторы, влияющие на организационное поведение. Этапы развития дисциплины. ОПК-3     Знать: предмет и задачи организационного поведения как науки; этапы развития, основные уровни исследования; факторы, влияющие на организационное поведение Уметь: определять факторы, влияющие на организационное поведение Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя
2. Тема 2. Поведение человека в организации. Типология трудового поведения Трудовое поведение человека. Типы поведения на рабочем месте. Типология трудового поведения МГУ, типология соотношения ценностей и правил поведения, типология Герчикова В.И. Развитие потенциала человека через эффективное управление организационным поведением. Ролевое и статусное поведение как результат взаимовлияния организационного поведения и организационной культуры. ОПК-3   Знать: различные подходы к определению и использованию личностных качеств работников в организации Уметь:провести типологию работников, определить их социально-демографические особенности Владеть:методиками типологии работников, их социально-демографических характеристик Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя
3. Раздел «Личность». Тема 3. Личностные качества работника Основные понятия различных теорий и подходов к личности. Личность и индивидуальные различия. Модели личности. Личность и ее развитие в организации. Личностные качества работников: использование в практике менеджмента. Теории поведения человека в организации. Социально-демографические особенности работников (пол, возраст, семейное положение, стаж работы и т.п.) Роль психических явлений в организационном поведении, их влияние на результаты работы. Коммуникативное поведение в организации. Профессиональная пригодность. Типы личности и предпочтительные сферы деятельности. Национальные особенности поведения. Учет социально-демографических особенностей и личностных качеств работников при подборе и расстановке кадров, их обучении и развитии, при организации системы компенсаций, поддержании дисциплины, сокращении текучести кадров. Понятие компетенций, их виды, использование в современной практике управления. ОПК-3   Знать: различные подходы к определению и использованию личностных качеств работников в организации Уметь:провести типологию работников, определить их социально-демографические особенности Владеть:методиками типологии работников, их социально-демографических характеристик Лекции, практические, устные самостоятельная работа студентов  
4. Тема 2. Мотивация – от теории к практике   Мотивация: использование в практике менеджмента. Мотивационный процесс, научение. Теории мотивации: Ранние теории мотивации. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Теория "X" и теория "У" (Д. Мак-Грегор). Теория факторов мотивации Ф. Герцберга.Современные теории мотивации. Теория потребностей К. Алдерфера. Классификация потребностей по Ф. Мак-Клелланду. Теория ожиданий. Интеграция современных теорий мотивации. Использование теорий мотивации на практике. Механизм мотивации. Соотношение мотивации и типов поведения работников. Мотивация как процесс согласования целей объекта и субъекта управления. Мотивация и результативность организации. Цели и целеполагание, управление по целям. Участие в управлении. Кружки качества. Организация системы компенсаций с учетом факторов мотивации. Гибкие формы вознаграждений, участие в прибылях. Справедливость оплаты как фактор мотивации. Гибкое рабочее время. Особенности использования теорий мотивации на российских предприятиях. ОПК-3     Знатьосновные теории мотивации, их особенности и методы использования Уметьпроектировать работы с учетом обогащения их содержания и расширения сферы деятельности работников, осуществлять ротацию кадров, формировать самоуправляемые рабочие группы. Владеть навыками создания гибкого рабочего места, проектирования рабочего пространства, организацией работы кружков качества Лекция, практические, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателя.
5. Раздел 2. Группа Тема 5. Группа. Взаимодействие и групповое принятие решений   Понятие и классификация групп. Мотивы вступления в группу. Стадии развития группы. Факторы, определяющие поведение ее членов. Структура групп. Ролевой конфликт. Статус и нормы. Размер групп. Неформальные группы в организации. Формирование группового поведения в организации. Условия эффективного функционирования. Групповая динамика. Групповое единомыслие. Сплоченность групп и эффективность работы. Направления взаимодействия. Мастерство общения. Групповое принятие решений – достоинства и недостатки. ОПК-3     Знать: понятие, стадии развития, основные характеристики группы. Уметь:разбираться в стадиях развития групп, их структуре, ролях, нормах, статусе. Понять, как сплоченность группы влияет на ее эффективность. Исследовать процесс группового принятия решений. Владеть:методами определения сплоченности группы     Лекции, семинары, устные домашние задания, обсуждение эссе, кейс, самостоятельная работа студентов,  
6. Тема 5. Лидерство и власть.   Лидерство в организации. Классические и современные подходы. Личностные качества руководителя. Поведенческий подход к лидерству. Ситуационный подход к лидерству. Выдающиеся лидеры. Современные концепции лидерства. “Харизматические” лидеры – секреты успеха. Концепция заменителей лидерства. Трансформирующий тип лидерства. Лидерство и власть – общее и отличия. Отношения к власти в зависимости от типа личности. Источники и формы власти. Зависимость – основа власти. Что создает зависимость. Власть в группах – коалиции. Наделение властью (делегирование полномочий). Тактика власти. ОПК-3   Знать классические и современные подходы к лидерству в организации. Уметь отличать лидерство от власти, определить тактики власти и как избежать манипулирования в коммуникациях Владетьтактиками лидерства и власти, этическими аспектами лидерства, методами противостояния манипуляции Лекции, семинары, устные домашние задания, обсуждение эссе, кейс, самостоятельная работа студентов
6. Тема 6. Коммуникации в организациях. Конфликты и переговоры   Классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента. Конфликт – это хорошо или плохо. Оценка конфликта с точки зрения результатов работы организации. Источники конфликтов. Виды конфликтов. Ролевые конфликты. Стадии развития конфликта – их содержание. Модели поведения в конфликте. Последствия конфликта: негативные, позитивные. Управление конфликтом. Как создать “позитивный конфликт” в организации? Типы конфликтных личностей. Медиация в конфликте. Переговоры – подготовка, формы проведения. Анализ результатов (долгосрочных, краткосрочных) Стиль и тактика проведения переговоров. Посредничество при переговорах. Переговоры: национальные особенности поведения. Необходимость их учета при подготовке и проведении переговоров. ОПК-3   Знать:основные типы коммуникаций в организациях,классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента Уметь:анализировать источники конфликтов в организации, их последствия и пути разрешения; осуществлять переговоры как путь разрешения конфликтов. Владетьметодами управления конфликтами Лекция, семинар, анализ деловых ситуаций круглый стол, самостоятельная работа студентов  
Раздел 3. Организация. Тема 7. Организационная культура Современные подходы к организационной культуре и их использование в практике менеджмента. Содержание. Типологии культур по различным признакам. Сильная и слабая организационная культура. Функции организационной культуры. Факторы, ее формирующие. ОПК-3   Знать: современные подходы к организационной культуре, основные типологии организационных культур Уметь:использовать классификации организационных культур в практической работе Владеть:методами определения типа организационной культуры компании Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей,  
  Тема 9.2 Модели эффективного организационного поведения Модель организации как образ организационного поведения. Автократическая модель. Патерналистская модель. Поддерживающая модель. Коллегиальная модель. ОПК-3   Знать: модели организационной культуры, основные типологии организационных культур. Уметь:определять модель организационной культуры, влияние модели на практическую деятельность организации, проводить анализ моделей организационного поведения. Владеть:методами определения модели организационной культуры компании Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей
Тема 10. Организационное поведение в системе международного бизнеса Организационное поведение в различных национальных культурах. Пара­метры культурных различий. Управление поведением с учетом культурных возможностей и ограничений. Преодоление барьеров культурной адаптации. Коммуникации в международной среде. Нарушения в межкультурных коммуникациях. Повышение эффективности межкультурного общения. Влияние культуры на уровень производительности. Развитие бизнеса с учетом межнациональных особенностей. Различия в мотивации в различных культурах. ОПК-3 Знать: современные подходы к организационной культуре, факторы влияют на ОП и организацион­ную культуру компании, кросскультурные особенности поведения в бизнесе. Уметь:осуществлять коммуникации в международной среде, определять мотивы развития бизнеса с учетом межнациональных особенностей. Владеть:технологией и методами преодоления культурного шока.   Лекция, Практические занятия, письменное домашнее задание, презентация, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей

Обеспечение содержания дисциплины

Тема 1. Введение в «Организационное поведение»

Литература: Б-1; О-1-8;Д-1-3.

Вопросы для самопроверки:

1. Дать определение организационного поведения как науки.

2. В чем заключается междисциплинарный подход к изучению дисциплины.

3.Управление людьми в организации и эффективность ее работы.

4. Этапы развития организационного поведения как науки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Провести анализ влияния внешних условий на функционирование органи­зации (кейс «Селигер»)

2. Определить факторы, влияющие на поведение работников (внут­ри организации и за ее пределами (кейс «Лида Смирнова»)

3. Сравнить системы управления в этих двух организациях, выя­вить их сильные и слабые стороны (кейс «Лида Смирнова»).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

–Русский менталитет – что это такое в чем его особенности.

Наши рекомендации