Правило № 2 – разбирайся в причинах.
Если вы полностью поняли ситуацию, разобрались в ее причинах – бурной, неконтролируемой эмоциональной реакции быть уже не может. Помните: «Понять – значит, простить»? Если эмоции все еще захлестывают – значит, полного понимания нет. Разбирайтесь дальше. Анализируйте: себя, объект своего бурного чувства, ситуацию в целом. Ведите дневник наблюдений, выявляйте закономерности.
Загрузите свой мозг, пусть работает. Пусть ищет выход, а не брызжет протуберанцами эмоций.
Вы ведь не думаете, что есть мозг для решения логических задач, и есть сердце для любви и ненависти? Сердце – это просто мышца. Важная – но не особо сложная.
В средние века считалось, что мы думаем сердцем. На самом деле все устроено в точности наоборот – мы чувствуем головой.
И бесимся – от непонимания.
Включайте свой аналитический аппарат.
Помню, для меня было настоящим шоком сообразить, что весь негатив - от непонимания. Мы боимся того, чего не понимаем, ненавидим потому, что не знаем мотивов чужих поступков, завидуем потому, что понятия не имеем, чем человек заплатил за свою удачу.
Стоит понять – и выключатель, щелкнув, меняет положение.
Это – теория. Та самая, которая без практики мертва. И я от души желаю, чтобы практики у вас не случилось как можно дольше, в идеале – вообще никогда. Но нельзя прожить жизнь со всеми душа в душу.
Итак – вы с кем-то поспорили. Спор так вас обоих завел, что дошло до ругани, до взаимных оскорблений…
СТОП!
Включите голову.
Но если вы попытаетесь вот прямо сразу начать разбираться в причинах конфликта, то только еще больше заведетесь, спор выйдет на новый виток и дойдет до драки.
Так нельзя.
А как можно?
Через переходник.
Способ, который каждый знает с детства: когда разозлишься – считай до 100 – он хорош и вполне подойдет, но есть и лучше. Например, сосчитать с 10 до 1 по-немецки. Или, если хорошо знаете немецкий, считайте по-испански. Вспомните пять названий цветов на французском, докажите в уме равенство треугольников, припомните точную формулировку какого-нибудь закона физики, да хоть интегралы берите, если можете.
Словом, выберите задачу, которая для вас достаточно сложна – но по силам. Переключите мозги из режима: «А, я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили… Именем Тарабарского короля!!!» в режим: «Кажется, у нас тут проблема?»
Вот когда мозг приведен в нормальное, рабочее состояние, можно начать разбирать по косточкам конфликт.
И первый вопрос, который надо задать не: «Почему он так мне сказал!?» Ни в коем случае. Первый вопрос: «Почему Я так на это среагировал?Почему я не проигнорировал эти слова, не отшутился – почему завелся как дурак?»
Не нужно питать иллюзий, что вы просто дружески «погавкались», для аппетита, потом помирились – и все это вполне безобидно. Любой конфликт – это поединок. А в поединке, спросите любого боксера, фехтовальщика, борца, первая забота – оборона. Если вы, конечно, не собираетесь победить любой ценой… Но умереть на амбразуре вы всегда успеете. Даже Александр Матросов сначала попробовал достать дзот гранатой.
Спросите себя – после каких слов спарринг-партнера у вас пошла неконтролируемая эмоциональная реакция? Вспомните все, вплоть до пауз между словами. Выстройте фразу. Запишите ее. Проанализируйте. Это важно! Потому что это – брешь в вашей обороне, место, где вы уязвимы. И в вашем конфликте вы открыли противнику свое слабое место. Теперь он будет знать, куда бить. И значит, в следующем конфликте вы точно будете проигравшей стороной.
Нужно срочно латать бреши и крепить оборону.
До мельчайших подробностей припомните фразу, после которой спор перетек в «горячую» фазу.
«…Да ты пять лет сидишь в отделе, и все еще не зам!»
Почему вас это так сильно задело? Если бы вы не ХОТЕЛИ сделать карьеру, если бы стать замом не было для вас ВАЖНО, вы бы пожали плечами: «Да мне это кресло никуда не уперлось». Удивились бы, как такая ерунда может волновать людей.
Но не разозлились бы. Никогда.
«Юпитер, ты сердишься. Значит ты не прав». Если ты злишься – значит, ты задет.
Теперь, раз уж вы так неосмотрительно открыли оппоненту свою слабость, да еще, возможно – при коллегах – нужно срочно исправлять ситуацию.
Почему же вы за пять лет не сделали карьеру? Задайте этот вопрос себе и ответьте на него предельно честно. Сейчас вы ни с кем не сражаетесь в поединке и скрывать свои слабые стороны ни к чему… тем не менее, вы их скрываете. От самого себя. То есть все же сражаетесь в поединке – с самим собой. Именно поэтому удар был так силен, что выбил вас из колеи – били двое: ваш оппонент и вы сами. Естественно, вы проиграли!
Как сделать так, чтобы не проиграть во второй раз?
1. Пересмотреть стратегию. Если вы не зам, потому что увязли в конфликте с завом: помириться. Перевестись в другой отдел. Да, в конце концов, попробовать его подсидеть – тоже вариант. Если вы до сих пор только мечтали о карьере, но ничего не делали – начните. С этим – понятно.
2. Определите для себя контрольный срок – когда вы должны стать замом. Через полгода? Через год? Через месяц?
3. Создайте щит. Теперь вы знаете, что вас задевает. И знаете, что оппонент это тоже знает. А значит – ударит в это же место еще раз. Заранее приготовьте несколько ответов. От примитивно-хамского: «Сам ты, конечно, уже Генеральный, только приказ задержался. Наверное, в секретариате посеяли…» до стратегического: «Сейчас эту должность занимает Марина, она – отличный специалист, и я ее всегда и во всем поддержу». Будьте уверены – Марине этот разговор передадут и она оценит вашу лояльность, а влиятельная женщина на вашей стороне – это нехилый бонус.
Теперь, когда с обороной разобрались, можно подумать о нападении. После какой фразы орать начал уже ваш оппонент? Где у него «кнопка»? Вычислите это и заготовьте несколько фраз, бьющих именно туда. Пусть будут наготове, как патроны в обойме. И – научитесь, перед зеркалом порепетируйте, реагировать на «больную тему» спокойной равнодушной улыбкой. Поверьте, несдержанного оппонента это бесит больше, чем щит и меч вместе взятые. А спокойный и выдержанный конфликтер проникнется к вам уважением. Мелочь – а приятно.
И пусть говорят, что война – не метод, а все проблемы должны решаться за столом переговоров. А вы знайте – за стол переговоров лучше садиться тогда, когда война, фактически, выиграна. Или, как минимум, достигнут паритет. Переговоры можно вести с позиции силы, либо с равной. Если ты побежденная сторона, призыв к миру будет расценен как слабость, и тогда за столом переговоров тебе просто продиктуют условия, а ты их примешь. И будешь дальше молчать в тряпочку. Какая уж тут карьера?
Глава 3.
«За что мне все это?»
«Почему одним пироги да пышки, а другим синяки да шишки? Если бы жизнь была справедлива, а Бог все видел, давно бы за все мои страдания послал бы мне… ну хоть лотерейный билет выигрышный».
…Есть одна старая китайская притча. Учитель путешествовал со своим учеником и остановился на постоялом дворе. Когда они зашли в комнату, учитель сказал ученику: внимательно осмотрись и запомни все коричневые предметы. Запомнил? Теперь отвернись. И назови мне все синие предметы.
Ученик не смог назвать ни одного.
- Это несправедливо! – заявил он, - я запоминал только коричневые, как вы мне велели!
- И поэтому не увидел ни одного синего, - кивнул учитель, - а ведь они тут есть, и их не меньше…»
Смысл в том, что если сконцентрировать внимание на негативе, то его и запомнишь, а положительные моменты пройдут мимо сознания.
Собственно, можно больше ничего не говорить – лучше старых китайцев все равно не скажешь.
Но я все же попытаюсь. Может и не лучше, но другими словами. А вы попробуйте «найти десять отличий».
Был у меня такой период в жизни – тяжело заболела мама. Она не вставала, лежала в памперсах, плохо понимала, что с ней происходит, и из-за этого была очень капризной. Мне пришлось оставить хорошую, высокооплачиваемую работу, переехать из своей, только что отремонтированной квартиры в мамину, насмерть убитую, где не было для меня и детей даже нормальных кроватей (маму перевозить не разрешили).
Вся мамина пенсия уходила на памперсы и лекарства, мы жили на небольшую помощь родственников (5 – 7 тысяч в месяц) и мои, тоже небольшие подработки.
Знаете – я жила шикарно! Прошла кучу тренингов, до которых раньше не доходили руки, многому научилась.
Много времени проводила с детьми, смотрела с ними детские сериалы, смеялась до слез! Написала две книги.
Чудесно отдохнула и от хорошей, но очень нервной работы.
Меня все знакомые жалели: «Бедненькая, как тебе тяжело приходится… За что тебе это?»
Я пожимала плечами и не спорила, а про себя удивлялась: что в моей жизни такого ужасного? Мама сегодня хорошо поела – здорово, дочь пятерку по биологии принесла – отлично, борщ украинский получился – вообще шикарно!
Хоть застрелите на месте – а я не чувствовала себя человеком, на которого свалились 33 несчастья!