Стандартизация тестовых показателей
Стандартизацией называется процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей. При помощи стандартизации осуществляется сопоставление экспериментальных данных, полученных при помощи методик различной размерности. В результате обработки тестовых показателей получают сырые баллы, которые переводятся в стандартные оценки, составленные в соответствии с законом нормального распределения.
Различают две формы стандартизации. Во-первых, под стандартизацией понимаются обработка данных, регламентация процедуры проведения тестирования и его периодичности, унификация инструкции и бланков, способов регистрации результатов, стандартность условий проведения обследования, характеристик контингента обследуемых и т. д.
Во-вторых, стандартизацией принято называть преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную на определении места сырой оценки испытуемого в распределении показателей теста в репрезентативной выборке*.
*См.: АнастазиА.,УрбинаС. Психологическое тестирование. — СПб.,2001. — С. 86.
Наиболее распространенными преобразованиями в психометрике первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Центрирование — это линейная трансформация величин измеренного признака, при которой средняя величина распределения становится равной нулю. Процедура нормирования заключается в переходе к другому масштабу (единицам) измерения (Sс), который базируется на принципе нормальности распределения эмпирических показателей при переходе к стандартным величинам* и осуществляется по формуле:
где хi — величина показателя теста;
Мx — среднее арифметическое показателей;
δx — среднее квадратичное отклонение показателей;
А — заданное среднее квадратическое отклонение;
М — заданное среднее значение.
* См.: Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Киев, 1989. - С. 101.
В качестве функции Sc обычно используют Z-показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального результата хi в единицах, пропорциональных стандартному отклонению единичного нормального распределения. То есть М = 0; А - 1. Z-показатель (z) определяется по формуле:
На практике психологи наиболее часто используют накопленные проценты (в шкале наименований); процентили* (перцентили) — типичные стандартные оценки (М = 50, А = 34 ); стандартные IQ-баллы (М = 100, А = 15)**; Т-показатели (М = 50, А = 10) и стеновую шкалу (М = 5.5, А = 2).
* Процентили не следует смешивать с процентными показателями. (См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 75.
**Там же,с. 81.
Глава 3. ТЕСТОЛОГИЯ