Конфликты различных уровней
(в разных сферах жизнедеятельности)
I. Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт – выраженное негативное переживание, вызванное рассогласованием модальностей (хочу – могу – должен – имею) – противоречие мотивов, интересов, ценностей.
Психологическое направление | автор | Суть концепции |
Психоанализ | Фрейд | Столкновение желаний |
Юнг | Регресс на более низкий уровень психики | |
Хорни | Противоречие невротических потребностей | |
Бихевиоризм | Скиннер | Плохая привычка |
Миллер | Фрустрация | |
Гуманистическая психология | Роджерс | Противоречие между осознанными, но ложными самооценками. |
Маслоу | Нереализованная потребность в самоактуализации | |
Когнитивная психология | Фастингер | Когнитивный диссонанс |
Бек, Эллис | Конструкт долженствования – основной источник неврозов | |
Теория поля | Левин, Лурия | Выбор между противоположными, но одинаково интенсивными тенденциями |
Логотерпаия | Франкл | Потеря смысла жизни |
Психосинтез | Ассаджиоли | Острые противоречия, снижающие цельность «Я» |
Можно выделить две группы противоречий:
1. Результат перехода внешних (объективных) противоречий во внутренние – моральные, адаптационные конфликты – внешний источник.
2. Противоречие, отражающее отношение личности к среде – мотивационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки – внутренний источник конфликта.
Условия возникновения внутриличностных конфликтов
Личностные условия: когнитивная сложность (способности логико-методологической рефлексии), развитая иерархия потребностей, развитая эмоциональная сфера.
Ситуативные условия [В. Мерлин]:
· внешние – удовлетворение глубоких и активных мотивов и отношений личности невозможно или находится под угрозой;
· внутренние – противоречия между различными сторонами личности.
Типология внутриличностных конфликтов [Шипилов] в ценностно-мотивационной сфере личности:
· мотивационный (хочу – хочу);
· нравственный (хочу – должен) – моральный или нормативный;
· конфликт нереализованного желания (хочу – могу) или комплекса неполноценности;
· ролевой (должен – должен);
· адаптационный (должен – могу) – нарушение равновесия между субъектом и средой;
· самооценки (могу – могу) – притязания и оценка возможностей.
Последствия внутриличностных конфликтов
Конструктивные (сочетание минимальных затрат при максимальном развитии конфликтующих структур): переход на более высокие уровни функционирования [Божович]; развитие мотивационно-волевой сферы; формирование адекватной самооценки.
Деструктивные (перерастающие в жизненные кризисы, инициирующие развитие невротический и психосоматических реакций): угроза эффективности деятельности; замедление развития личности, редукция к примитивным формам взаимодействия с социумом; психические и соматические осложнения.
Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:
тип темперамента, половозрастные особенности; позитивный прошлый опыт; развитость волевых качеств, атрибутивный стиль.
Механизмы разрешения внутренних конфликтов (психологические защиты):
· Отрицание, проекция, регрессия, замещение, реактивное образование;
· Подавление, изоляция, компенсация.
· Интроекция, идентификация.
· Аннулирование.
· Фантазия
· Рационализация.
· Интеллектуализация.
II. Социальный конфликт
– наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и сопровождающийся негативными эмоциями по отношению друг другу.
Виды социальных конфликтов:
· Межличностный,
· личность – группа,
· межгрупповой.
Межличностный конфликт
– самый распространенный тип конфликтов.
Выделяют семейные (супружеские) конфликты, трудовые конфликты в диаде «начальник – подчиненный», конфликты случайной коммуникации (пассажиры в транспорте).
Коммуникативные барьеры:
· Лингвистические: языковый; грамматический, фонетический; семантический.
· Стилистический.
· Логический.
· Социокультурный.
· Этнокультурный.
· Барьер отношений.
Конфликт «личность – группа»
Совместимость в группе базируется не только на принципе взаимодополнения, но и на общности целей, ценностей, стилей поведения, когда преобладает потребность друг в друге. Путь к согласию конфликтующих проходит через поиск взаимной выгоды.
Формирование единых для группы норм поведения и отношения к окружающему есть механизм формирования и развития неформальной группы.
Групповые нормы, касающиеся неформального общения, складываются стихийно и естественно в процессе функционирования группы и представляют собой стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Кроме того, существуют нормы, задающиеся извне (правовые, нравственные, религиозные, политические и т.д.).
Одной из причин конфликта может выступать игнорирование человеком групповых норм.
Конфликт норм может стать причиной неприятия нового члена в группу или раскола уже сложившейся группы.
Рис. 3. Универсальная модель поведения П. К. Анохина
Рис. 4. Поведение психологически устойчивой/неустойчивой личности в трудной ситуации