Рассмотрим в качестве примера случай обращения к консультанту семьи, имеющей трудности в детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношениях.
Планируя консультацию, специалист ставит перед собой одновременно две задачи: дать взрослым недостающие им знания и научить использовать их во взаимоотношениях с ребенком, с близкими людьми. Казалось бы, чего проще - будучи профессионалом своего дела и имея опыт работы, передать свои знания другим. Но при этом надо учитывать, насколько излагаемое понятно и убедительно. В этом плане неплохо зарекомендовали себя практикуемые отдельными центрами консультации, на которых в роли консультантов выступают сами родители. Организовать их можно по-разному. В одних случаях специалист определяет, кому из родителей есть что сообщить другим, и предлагает им высказаться по вопросу, стоящему на повестке дня. Иногда эти люди и не подозревают, какую миссию выполняют. В ряде случаев специалист может обратиться к уверенным в себе, не теряющимся перед аудиторией с ее неожиданными вопросами родителям с просьбой поделиться своим опытом и при этом даже выразить свою убежденность в их положительном воздействии.
Несомненно, всех родителей следует специально готовить к выступлению: предварительно обсудить с ними тему разговора, указать, какие моменты желательно выделить особо, помочь отобрать наиболее выразительные случаи и примеры из своего опыта, акцентировать внимание присутствующих на вытекающих из сообщения выводах.
Разумеется, специалисту гораздо проще все сделать самому. Но эффект воздействия значительно возрастает, если интересующую тему раскрывает не официальное лицо, а человек, имеющий аналогичные проблемы. Конечно, суждения социального работника или педагога, тоже ценятся. Однако совсем иное дело - отношение участников к себе подобным, когда они имеют возможность сравнивать собственные и чужие чувства и поступки, способы решения проблем и пр.
Определяя, кому можно предложить выступить, кроме всего прочего, важно учитывать и такой фактор, как репутация семьи и родителей: чтобы стать примером для других, пусть даже в плане негативного опыта, нужно иметь безупречную или заслуживающую сочувствия репутацию. Как показывает практика, родительская аудитория не приемлет советов от тех людей, за детьми которых числятся недостатки, и от тех, кто сам их не замечает и неискренен в своих попытках поучать других.
Если консультация задумана как беседа о трудностях, конфликтах, жестоком обращении в семье, алкоголизме родителей, она не предполагает столь жестких требований к авторитету родителей и семьи, в таком разговоре могут принимать участие все без исключения. Более того, необходимо в первую очередь привлекать к обсуждению тех, кто испытывает трудности общения в семье, может быть, даже не осознавая их до конца или не желая в них признаться. Именно осознание собственных трудностей побуждает людей искать помощи, совета и рекомендаций. Непонимание, привычка, смирение влекут за собой глухоту к любым воздействиям, и в этом случае требуются особые усилия и такт со стороны персонала центра для пробуждения у родителей обеспокоенности своим положением.
Специфической чертой консультаций является постановка на них тех вопросов, которые возникают перед сотрудниками центра в процессе общения как с детьми, так и с родителями, то есть актуальные на данном этапе жизни тех и других. Иногда целесообразно сделать вид, будто консультация организуется по просьбе кого-то из родителей, хотя на самом деле инициатором является один из специалистов, которого волнует определенная проблема ребенка, родителя или отдельной группы, компании детей. В этом случае родители, которым данный вопрос не представлялся столь уж сложным, начинают понимать, что он не так прост, как им казалось. Они не обращали на него внимания, тем более что он уже поднимался специалистами как бы по долгу службы. Но коль скоро им озабочены другие родители, папы и мамы приятеля или подружки их собственного ребенка, стоит прислушаться, о чем идет речь. Подобную логику восприятия нельзя игнорировать.
Знакомство с методическими материалами центров дает множество примеров разработанных коллективами специалистов консультаций по проблемам детей и семьи в целом. Но лучше воспринимается фактический материал, что называется из жизни и при этом не чьей-то вообще, а конкретных семей и детей. Это могут быть фрагменты занятий, отдельные эпизоды работы центра, высказывания детей, других родителей, рассказы на заданную тему и т.п.
Запись должна отвечать определенным требованиям. Детям не следует сообщать, что разговор с ними или занятие фиксируются для демонстрации, за исключением тех случаев, когда речь идет, например, о приветствии родителям, показательном выступлении, рассказе об интересном походе, полезной инициативе и пр. Записи воспроизводятся на консультациях для родителей в течение 10-15 минут. Материал, предназначенный для психологического воздействия, требующий спокойного восприятия и серьезных размышлений, просматривается либо прослушивается одним-двумя или несколькими родителями в отдельной комнате.
С интересом встречают родители записи рассказов своих детей о том, как они провели вместе с семьей лето или выходные дни. Любопытство, смешанное с чувством удивления, а порой и горечи, вызывают детские высказывания, в которых звучит явный или неосознанный упрек родным:
«Моя мама никогда со мной не занимается, она или на кухне, или сидит у соседки»;
«У меня нет друзей, потому что мама не пускает во двор, а когда они хотят прийти ко мне, она говорит, что у них грязные ноги!»
«Я не люблю своего отца, потому что он пьет и бьет нас с мамой».
Наивность и простота слов ребенка имеют силу воздействия, превосходящую даже доводы специалистов. Не нужно бояться травмировать родителей бесхитростной прямотой детских суждений, но следует оградить их от унижения в глазах других. И хотя на аудио- или видеозаписи не; обозначено, чьи это дети, в комнате для прослушивания или просмотра не должно быть никого, кроме человека, который; слышит в свой адрес что-то неприятное.
Одной из разновидностей консультаций являются практические занятия с родителями, имеющие целью вооружить их способами взаимоотношений супругов и организации деятельности ребенка в домашних условиях. Проводятся практические занятия в расчете на небольшие группы, которые объединяют потребность в овладении определенными знаниями и более или менее одинаковый уровень подготовленности к обучению.
Планы проведения практических занятий с родителями могут включать следующие темы:
· уроки взаимной чуткости;
· учите ребенка играть, играйте вместе с ребенком (для малышей и подростков);
· изготовление из различных материалов поделок, полезных в быту;
· как научить ребят пользоваться иглой, ножницами, лобзиком, молотком, другими простыми инструментами;
· как научить членов семьи рассказывать, общаться между собой;
· как помочь ребенку выучить наизусть стихотворение, прозаическое произведение;
· культура поведения за столом, в общественных местах;
· как заниматься семье спортом;
· как развивать членов всей семьи сдержанность, умение владеть собой.
Ориентировочные планы практических занятий должны обязательно включать содержание и методику организации той или иной, коррекционной по своему характеру деятельности ребенка, родителя в условиях общения с близкими родственниками. Можно подготовить несколько вариантов рекомендаций и раздать их после проведения подобных консультаций, чтобы родители смогли определить, какой наиболее подходит для их конкретного случая.
Дистантное (заочное) консультированиепредполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Телефонное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Консультативная переписка. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, для отдельных категорий населения (отбывающих наказание). У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможность оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу.
Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой, отдельно взятой консультативной встречи, так как решение проблем - процесс длительный и неравномерный.