Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Сознание как фундаментальная особенность человеческого способа жизни.
Сознание как фундаментальная особенность человеческого способа жизни.
Подходы к определению сознания.
Варианты структуры сознания. Сложность решения данной проблемы.
Заслуга З.Фрейда в изучении структуры сознания.
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Что является фундаментальной особенностью человеческого способа жизни:
1) бытие.
2) сознание.
3) рефлексия.
4) осознанное бытие.
Ответ: 4
2. Сознание обретает статус бытия с момента:
1) рождения человека.
2) возникновением человека.
3) появлением материи.
4) появлением самосознания.
Ответ: 4.
3. Сознание человека имеет статус:
1) филогенетический.
2) онтологический.
3) онтогенетический.
4) рефлексивный.
Ответ: 2.
4. Рефлексия позволяет обнаружить:
1) новый опыт сознания.
2) бытийность сознания.
3) непосредственность сознания.
4) мифологичность сознания.
Ответ: 2.
5. Одно из первых представлений (современных представлений) о структуре сознания принадлежит:
1) З. Фрейду.
2) В.П. Зинченко.
3) Л.С. Выготскому.
4) А.Р. Лурия.
Ответ: 1.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. Психолог «при объективном изучении человека не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей… Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания жизнедеятельности человека… Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме, - старое религиозное понятие «души». О психологе какой научной школы идет речь в цитате? Что является гносеологической основой данного утверждения?
Ответ: Представитель бихевиоризма. Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие науки, как химия и физика. Все согласны, что поведение животных может быть исследовано без привлечения сознания. Господствовавшая до сих пор точка зрения сводилась к тому, что такие данные имеют цену постольку, поскольку они могут быть интерпретированы с помощью аналогий в терминах сознания. Высказывание принадлежит Уотсону.
2. Стало хрестоматийным утверждение К.Маркса о сознании: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание… Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение».
Так ли это? О каком сознании идет речь в данном положении?
Ответ: Это не в полной мере так. Однако, знание обеспечивает первый начальный уровень становления сознания – предметный, который является основой других уровней – смыслового и ценностного.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций деятельностного подхода для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации различных точек зрения на проблему развития субъектности в процессе деятельности.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.
2. Структура самосознания человека.
3. Общественное и индивидуальное сознание.
4. Аналитический обзор статей за последний год.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №12 «Человек как индивид. Проблема типологии индивидуальных различий»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Человек как индивид. Проблема типологии индивидуальных различий»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.