Определение объекта в научных работах по психологии
Контрольная работа
по дисциплине «Психологическое исследование»
Целью контрольной работы является обучение студентов выполнению научной работы по социальной психологии (курсовой работы № 3 и выпускной квалификационной работы).
Контрольная работа состоит из 4-х частей :
1. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования (аналог введения к выпускной квалификационной работе).
2. Составление библиографического списка использованной литературы к выпускной квалификационной работе в соответствии с новыми требованиями ГОСТа (не менее 20 источников).
3. Составление таблицы с исходными данными по курсовой работе № 3.
4. Как доказать гипотезу по курсовой работе № 3 (как следует формировать выборку, инструментарий для диагностики, какие статистические методы необходимо использовать, как их применить).
I. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования.
Обоснование будущего дипломного исследования по социальной психологии является аналогом введения к выпускной квалификационной работе.
Прежде всего, необходимо согласовать со своим научным руководителем тему будущей выпускной квалификационной работы; следует предложить руководителю подтвердить своей подписью согласие с темой работы.
Объем введения обычно составляет примерно 2-3 страницы. Оно включает в себя следующие компоненты:
1) анализ проблемы и обоснование актуальности исследования;
2) описание объекта исследования;
3) описание предмета исследования;
4) описание научной цели работы;
5) характеристика положений, выносимых на защиту, и формулировка гипотезы;
6) характеристика основных задач исследования (не более 6);
7) характеристика основных методов и методик.
Образцы формулирования можно найти в источнике [33].
Чаще всего целью исследования являются следующие:
· определение характеристик явления в социальной группе;
· выявление взаимосвязи психических явлений;
· сравнительный анализ психологических особенностей респондентов двух возрастных (или социальных) групп;
· изучение типов, уровней, видов поведения людей в тех или иных социальных условиях;
· проведение коррекционной работы, ее психологическое обоснование и доказательство ее эффективности.
Задачи исследования – это конкретизация цели. Достижение цели предполагает решение трех основных задач: теоретической (изучение различных сторон явления на основе анализа источников), эмпирической (разработка путей и методов исследования явления, доказательство сформулированных гипотез), прикладной (разработка рекомендаций для практиков). Обычно автор формулирует от 3 до 6 задач своего исследования.
Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования характеризуют то, что исследуется в работе, и они должны быть согласованы между собой. Так, например, если темой и предметом исследования является сравнительный анализ развития социального интеллекта детей из семьи и из детского дома, то и гипотеза должна констатировать различия в социальном интеллекте детей из данных групп.
Объектом исследования могут быть реальные психологические и социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, т. е. то, на что направлен процесс познания.
Объект исследования в психологии обычно формулируется через носителя психики (носителем психики выступает человек, группа людей, животное или группа животных). Однако в теоретических работах в названии не всегда указывается носитель психики, поэтому объектом в данном случае может выступать «область существования множества практических проблем, которые необходимо решить» [29, c.25].
Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Таким образом, предмет исследования является конкретизацией проблемы на каком-либо объекте, как это определяет В.А.Ядов [35].
В эмпирическом исследовании определяются также эмпирические объекты исследования, т.е. дается описание выборки. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов с учетом их возраста, пола и других значимых для изучения характеристик.
Определение объекта в научных работах по психологии
Примеры из диссертаций:
Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития. 2000. Специальность: 19.00.10 – коррекционная психология.
Объект исследования: младшие подростки (11-13 лет) с задержкой психического развития, обучающиеся в специальной школе.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации и возможности ее активизации у данной категории учащихся.
Варфоломеева О.В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой системы. 2000. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология.
Объект исследования – языковая личность как субъект психотерапевтической деятельности и межличностного взаимодействия людей.
Предмет исследования – речевая психотерапевтическая деятельность языковой личности.
Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы. 2000. Специальность: 19.00.06 – юридическая психология.
Объектом исследования является поведение женщин молодежного возраста (от 18 до 30 лет, осужденных к лишению свободы.
Предметом исследования является интегративная совокупность причин, условий и механизмов активизации и развития мотивации агрессивного поведения у женщин молодежного возраста, осужденных к лишению свободы.
Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства. 2000. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология.
Объект исследования: дети в возрасте 3-10 лет.
Предмет исследования: особенности экономической социализации детей.
Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. 2001. Специальность: 19.00.05 – социальная психология.
Объект исследования: социальные организации, находящиеся на разных этапах своего развития.
Предмет исследования: изучение особенностей создания и внедрения методов и технологий управления персоналом, анализ их влияния на социально-психологические процессы формирования, функционирования и развития организаций.
Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. 2000. Специальность: 19.00.01 – общая психология, история психологии.
Объект исследования: психологическая наука в период выделения в самостоятельную дисциплину, независимую от философии.
Предметом исследования явилось соотношение теории и метода в психологии второй половины XIX столетия.
Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). 1998. Специальность: 19.00.01 – общая психология, история психологии.
Объект исследования и источниковедческая база. В данном исследовании собирались и анализировались публикации, отражающие научные и научно-практические работы в области психологии.
Предметом изучения были социально-исторические, политические и экономические условия возникновения и развития психологии труда рассматриваемого периода; организационные формы научно-практических исследований проблем психологии труда, общественно-научные движения, деятельность их лидеров; основные проблемы психологии труда и смежных наук, методы их решения, положительный опыт и недостатки, теоретические, методологические вопросы психологии труда.
Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. 1994. Специальность: 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология.
Предметом исследования стала знаково-символическая деятельность дошкольников.
Объект изучения – дети 3-6 лет (в этом возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаковой функции).