Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины

✓ Понятие стресса и стрессора.

✓ Основные положения концепции Г. Селье.

✓ Общий адаптационный синдром и уровни адаптации.

✓ Диагностика психической напряженности и стрессовых состояний личности.

✓ Виды стресса.

✓ Психологические особенности реагирования личности на стресс.

✓ Психосоматические заболевания, вызванные стрессом.

✓ Способы избавления от поведенческих паттернов типа «А».

✓ Пути развития трудовой деятельности.

✓ Формирование профессионального стресса.

✓ Теории и модели профессионального стресса.

✓ Влияние положительных эмоций на поведенческие процессы и мышление личности.

✓ Синдром «эмоционального выгорания» менеджеров.

✓ Организационные мероприятия по профилактике и коррекции стрессовых состояний работников.

✓ Стратегии выхода из напряженных ситуаций и регуляции эмоциональных состояний.

✓ Методы оптимизации функциональных состояний человека.

✓ Программы коррекции стрессовых состояний личности.

✓ Основные характеристики посттравматического стрессового расстройства.

✓ Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства.

✓ Динамика развития посттравматических стрессовых расстройств.

✓ Общие понятия о терроризме.

✓ Психология массового террора.

✓ Личность террориста и психологическая структура террористической деятельности.

✓ Профилактика терроризма и правила поведения людей при террористическом акте.

✓ Экстремальные способности человека. Профессионализм личности.

✓ Этапы специальной психологической подготовки к действиям в напряженных ситуациях.

✓ Типы кризисных ситуаций.

✓ Стадии кризиса.

✓ Биографические кризисы личности.

✓ Основные способы выхода из кризиса – конструктивные и деструктивные.

✓ Факторы суицидального риска.

✓ Индикаторы суицидального риска

✓ Консультирование суицидальных клиентов.

✓ Групповая кризисная психотерапия.

✓ «Переживание» горя у терминальных больных.

✓ Переживание острого горя при потере близкого человека.

✓ Стрессовые состояния у детей при разводе родителей.

✓ Семья «с особыми трудностями» и стресс.

✓ Классификация экстремальных ситуаций.

✓ Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях. 'Г Техники экстренной психологической помощи.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Психология стресса»

При организации работы по курсу «Психология стресса» следует учитывать, что работа студентов должна быть направлена на решение следующих задач:

– развитие логического мышления, навыков создания исследовательских работ естественнонаучного направления, ведения научных дискуссий;

– развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

– осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

– получение, обработка и сохранение источников информации;

– преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений, вызывающих стресс и стрессовые состояния в обществе, профилактическая, коррекционная работа с ним;

– формирование и отработка навыков оказания помощи и самопомощи при стрессовых, экстремальных ситуациях.

Для решения указанных задач предлагаются к прочтению и содержательному анализу тексты: научные работы, научно-популярные статьи по методам диагностики стресса, путям и условиям его предупреждения и оптимизации. Результаты этой работы обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной и справочной литературе, а также с помощью программного обеспечения «Psychometric Expert».

Psychometric Expert – многофункциональная (гибридная) компьютерная диагностическая система, в том числе:

– система планирования и проведения психологической диагностики личности и группы, позволяющая вести учет, психологический отбор, оценку и сопровождение персонала организации, а также различных групп людей (клиентов, пациентов, учащихся, осужденных и пр.);

– библиотека психодиагностических методик с возможностью печати стимульного материала, бланков, накладных ключей и т. О.;

– электронный учебник по экспериментальной психологии, психодиагностике и математической статистике;

– среда разработки баз данных (таблиц, запросов, форм, отчетов, любых документов), направленных на учет различных сведений о респондентах;

– среда разработки и совершенствования экспериментальных методов исследования личности и группы, в частности психодиагностических тестов;

– среда управления компетенциями, разработки интерпретаторов, моделей, профессиограмм, критериев оценки данных;

– система статистического анализа данных;

– среда интеграции различных диагностических приложений;

– среда разработки справочных систем (в т. ч. мультимедийных);

– система контроля исполнения обязательств.

Psychometric Expert – среда визуальной разработки экспертных систем оценки персонала, направленных на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Среди реализованных в системе возможностей – арсенал средств, ориентированных на применение конкретных методик.

В настоящий момент разработка идет в направлении создания многофункциональной "открытой " прецедентной экспертной системы. Система строится по принципу «все в одном», позволяя решать широкий круг задач психологического сопровождения в самых разных сферах. Psychometric Expert позволяет не только создавать и использовать обширный набор конкретных средств диагностики личности и группы, но и интегрировать и интерпретировать разнородную информацию в рамках психологического сопровождения. Psychometric Expert ориентирована, прежде всего, на психологическое сопровождение профессиональной деятельности и образовательного процесса, а также для обеспечения проведения психологической экспертизы и консультирования; может успешно работать как в рамках психологического сопровождения организации, так и в рамках научно-исследовательской деятельности. Система является одним мощным, динамично развивающимся визуальным конструктором, поэтому не только использование, но и разработка полноценной экспертной системы не требует ни знаний по программированию, ни “продвинутости ” пользователя. Благодаря этому она может использоваться профессиональными психологами для самостоятельной разработки психодиагностических экспертных систем независимо от разработчиков основной программы.

Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменной самостоятельной (контрольной) работы.

Важной формой организации учебной деятельности является проведение коллоквиумов с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка докладов и сообщений по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

При изучении данной дисциплины студент должен уметь находить и объяснять вопросы и проблемы психологии стресса; понимать и объяснять роль и функции психологии в формировании профессиональных решений, связанных со своей будущей деятельностью. Все это позволит будущему специалисту правильно понимать и трактовать специфичные стороны факторов стресса и экстремальных ситуаций.

Правильно сформированные знания дают сведения о появлении и развитии стресса с научной точки зрения, формируют у студентов представление о сущности стресса, его структуре и динамике, развивают умения и навыки диагностики, предупреждения и оптимизации стрессовых состояний у человека.

Наши рекомендации