Понятие древнего Ближнего Востока: пространственные и временные координаты данной культуры. Источники современных знаний о древневосточной культуре
Предметом рассмотрения является исторический тип культуры, пространственные параметры которого выражены термином «Ближний Восток».
В настоящее время понятие Ближнего Востока объемлет такие государства, как Судан и Египет, Израиль и Иорданию, Ливан и Сирию, Турцию, Ирак и Иран, Саудовскую Аравию и др. государства Аравийского полуострова.
ДревнийБлижний Восток охватывал долину Нила и Двуречье (или Междуречье, или Месопотамию, т.е. долины Тигра и Евфрата), Палестину, Сирию и Финикию, Малую Азию и Закавказье, Иранское нагорье и Аравийский полуостров.
В долине Нила осели носители древнеегипетского языка. К представителям рассматриваемого типа культуры относились и другие народы: аккадцы, хананеи, угариты, древние евреи, арамейцы, ассирийцы и т.д. Кроме того, на древнем Ближнем Востоке жили шумеры – в Двуречье, а также хурриты и урарты – в северной Сирии, северном Двуречье и на Армянском нагорье. В Малой Азии хатты жили рядом с хеттами. Персы, мидийцы и др. также являлись носителями древней ближневосточной культуры.
На первом этапе развития древней ближневосточной культуры хозяйственная деятельность человека в названных регионах основывалась на использовании камня, меди и бронзы; второй этап наступил с открытием и внедрением железа (стали). Переход охотников и собирателей к земледелию и животноводству, произошедший в конце «каменного века» иногда даже называют «неолитической революцией».
В итоге этой «революции» основой ведения сельского хозяйства в древнейших речных цивилизациях Ближнего Востока стали ирригационные работы (искусственное орошение, отведение речных вод на поля).
Рассматриваемое общество было сословным, включало свободных полноправных членов общин, полусвободных-полузависимых, находившихся под властью царя, храмов и т.д., и рабов.
Хотя основным занятием людей было сельское хозяйство, руководящая роль во всех сферах жизни принадлежала городу.
Государство за все время существования древневосточной культуры прошло долгий путь развития от небольших городов-государств до огромных «мировых держав» с бюрократически-монархическим аппаратом управления.
Развивалось принципиально новое средство хранения и передачи информации – письменность, которая была преимущественно словесно-слоговой, а на втором этапе переходила к развитию буквенного письма.
Названные черты отличают культуру древнего Ближнего Востока от первобытной культуры.
К «старым» древневосточным обществам относят Египет, Двуречье, Палестину, Сирию, Финикию и Малую Азию, к «молодым» – Закавказье, Иранское нагорье и Аравийский полуостров. Разделение основано на том, когда, происходило складывание сословного общества, государства, развитие письменности – в конце IV – III тысячелетий до н.э. или скорее на рубеже II-I тысячелетий. Различия между ними постепенно сгладились к VI-IV вв. до н.э., когда почти весь Ближний Восток входил в состав Ахеменидской (Персидской) мировой державы, гибель которой под ударами Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) признается концом существования древневосточной социокультурной системы в этом регионе и началом новой эпохи – эллинизма (синтетической культуры, соединившей в себе эллинские, т.е. греческие, и восточные начала).
Итак, предметом нашего рассмотрения будет тип культуры, который в III-I тысячелетии до н.э. существовал на Ближнем Востоке. Преимущественное внимание (с учетом малого объема лекции) будет уделено человеку как создателю, субъекту и компоненту древневосточной культуры. В данной лекции изложены результаты исследования И.П. Вейнберга (Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986).
Каковы источники современных знаний об этой культуре, завершившей свое существование?
Значительную группу древневосточных памятников, дошедших до нас, составляют жилища и святилища, гробницы, дороги, орудия труда и войны и пр. Это не только вещественные памятники, но и тексты культуры (в широком понимании слова «текст»). Их можно «прочитать», т.е. почерпнуть из них разнообразную информацию о человеке ближневосточной культуры. Как и в обычных текстах из предложений и слов, в них можно видеть отдельные элементы, не только материальные, но и значимые, обладающие смыслом, соединенные друг с другом не произвольно, а в определенном порядке, который во многом обусловлен именно значением отдельных частей, собираемых в целое. Помимо своего прямого функционального назначения – служить укрытием от непогоды, защитой от врагов и т.д. – они воплощают различное отношение человека к природе (дом и вселенная), к обществу (дом и семья) и иные отношения.
Кроме того, до нас дошли памятники архитектуры и изобразительного искусства. Древнее искусство еще не выделилось в самостоятельную сферу человеческой деятельности, и в целом также может много рассказать о миропонимании древнего ближневосточного человека.
Третью группу источников по культуре древнего Ближнего Востока составляют письменные тексты в узком смысле (как созданные в устной форме и веками бытовавшие в ней и лишь впоследствии записанные, так и возникшие сразу как письменные). Это эпос, сказки, легенды, гадательные записи и заговоры, гимны богам и любовная лирика, поучения, пророчества и описания деяний царей, словари, записи хозяйственного содержания, т.е. приходо-расходные, долговые и пр. Это было начертано на папирусе или глиняных табличках, скапливалось в частных домах, но главным образом в школьных, храмовых и дворцовых библиотеках.
Мышление и мировосприятие древнего ближневосточного человека связано с мифологическим мышлением (основные черты которого были рассмотрены в предыдущей лекции), но также и с его изменением по сравнению с мышлением первобытных людей.