Следует конкретно определять пространственные и временные координаты.

Имеется в виду довольно распространенное использование наре­чий типа «часто», «редко», «далеко», «близко» и т. п.

Пример. Часто ли вы читаете детективы?

Варианты: Часто. Редко. Никогда.

При такой формулировке вопроса невозможно получить точный ответ. Для одного человека «часто» читать детекти­вы означает еженедельное обращение к этому жанру, для другого — несколько книжек в год. Поэтому следует прибегнуть к совершенно иным формулировкам, как вопросов, так и ответов.

Пример. Читаете ли вы детективы?

1. Да. 2. Нет.

Если да, то насколько регулярно?

1. В среднем по одной книге в неделю или чаше.

2. В среднем по одной-две книги в месяи.

3. В среднем по одной-две книги за полугодие.

4. В среднем по одной-две книги в год.

5. Реже чем один раз в год.

Можно также оставить вопрос о регулярности чтения детективов открытым и «закрыть» его уже на стадии обработки результатов.

9.Следует учитывать фактор социальной желательности, стрем­ление респондента «предугадать» нормативный, как ему кажет­ся, ответ и заслужить одобрение.

Выполнение этого требования, пожалуй, сложнее других, так как приходится учитывать много социальных и психологических факто­ров, которые могут повлиять на ответ респондента. Это стремление не только к социальному одобрению, но и к престижности, к само­презентации и т. п.

Пример: испытываете ли вы неприязнь к представителям других национальностей?

Если респондент отрицал этническую неприязнь к какому бы то ни было народу, а затем, к примеру, грузинам приписывал «ковар­ство», «наглость», «агрессивность» и т. п., становилось ясно, что при ответе на предыдущий вопрос он был неискрен.

10. При использовании вопросов деликатного характера надо избе­гать прямых формулировок.

Предположим, прямой вопрос о том, приходилось ли человеку по­падать в вытрезвитель, вряд ли вызовет у всех респондентов, кто по­падал в такую ситуацию, желание искренне признаться в этом. Более вероятен откровенный ответ, если нестандартное поведение будет проецироваться на других людей, превращая его в нечто обыденное и привычное. При такой постановке вопроса формулировка будет вы­глядеть так:

Пример. Известно, что многие мужчины в нашей стране хоть раз в жизни попадали в вытрезвитель. Случалась ли такая беда и с вами?

Ясно, что при таком звучании вопроса значительно легче при­знаться в своей «беде».

Последовательность вопросов в анкете.

Порядок, в котором вопросы представлены респонденту, должен быть не случайным, а продуманным, максимально способствующим как повышению интереса информанта к исследованию, так и упрощению для него необходимой работы.

Простые вопросы, на которые респонденту не трудно ответить, следует располагать в самом начале опросного листа.

Вместе с тем эти вопросы должны быть предположительно инте­ресными для большинства участников, формирующими положитель­ную мотивацию к дальнейшей работе.

2. Нужно обеспечить смысловое соответствие между начальны­ми вопросами и заявленной во введении к анкете целью иссле­дования.

Дан­ное требование подразумевает, что несколько первых вопросов будут в точности соответствовать той проблеме, о которой осведомлен респондент. Это как будто не очень существенное положение в действи­тельности организует общение между информантом и социологом и поэтому заметно способствует успеху этой коммуникации.

3. В том случае, если анкета посвящена не одной, а нескольким
проблемам, нужно группировать вопросы в отдельные озаглав­ленные смысловые блоки, которые настраивают респондента на переход от одной темы к другой.

4. При формулировке вопросов и вариантов ответов следует пере­ходить от простого к более сложному и от конкретного к более абстрактному.

Это требование исходит из законов логики и особенностей психо­логического восприятия любого вербального текста. Имеется в виду следующее. Предположим, что определенная переменная изучается социологом посредством трех вопросов: вопроса, оформленного в ви­де таблицы, вопроса-меню и вопроса с альтернативным выбором. Тогда независимо от их содержания, надо начать с простой альтер­нативы, оформленной в виде номинальной шкалы, затем перейти к многовариантному вопросу и в заключение предложить табличный вопрос как наиболее сложный для восприятия и утомительный для работы.

Наши рекомендации