Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Сущность брака и семьи.
2. Понятие структуры семьи.
3. Основные функции семьи.
4. Типология семьи.
5. Жизненный цикл семьи и семейные кризисы.
6. Системный подход к описанию семьи В.Сатир.
7. Структурный подход С. Минухина.
8. Системный подход М. Боуэна к описанию семьи.
9. Типология отношений в любви.
10. Психологические концепции брака.
11. Родительские установки и стили воспитания, их влияние на психическое развитие ребенка
12. Сиблинговые отношения.
13. Методы диагностики проблем детско-родительских отношений.
14. Методы диагностики супружеских отношений
15. Общее понятие семейного психологического консультирования
16. Основные этапы семейного психологического консультирования.
17. Основные принципы семейного психологического консультирования.
18. Современные подходы к семейному консультированию.
19. Приемы и техники работы в семейном консультировании: Циркулярное интервью. Директивы. Семейная дискуссия. Проигрывание семейных ролей.
20. Приемы и техники работы: Домашние задания для семьи. Парадоксальное вмешательство. Социометрические методы.
21. Трудности и основные требования к работе с супружеской парой
22. Добрачное и предбрачное психологическое консультирование.
23. Психологическое консультирование в ситуации развода.
24. Семейные конфликты и их характеристика
25. Причины супружеских конфликтов. Тактики разрешения супружеских конфликтов.
26. Психодинамическая модель. Психоаналитическая концепция М.Бовена. Контекстовая теория семьи И.Башормени-Наги и Д.Ульрих.
27. Бихевиористская модель консультирования. Тренинг родительских способностей. Коррекция общения супругов.
28. Основанная на опыте модель психологического консультирования семьи. Модель В.Сатир. Понятие зрелой семьи. Изменение семейной коммуникации.
29. Структурная модель консультирования семьи. Структура семьи по С.Минухину.
30. Модель консультирования семьи Миланской группы. Модель Дж.Галея. Парадоксальное вмешательство. Метафорические директивы.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Экзамен проходит в устной форме по билетам, в каждом из которых два вопроса. Основная цель экзамена – выявить и оценить уровень знаний и понимания студентами ключевых понятий курса «Психология семьи»
Оценка | Требования к ответу |
Отлично | Точное и прочное знание материала в заданном объёме. Понимание материала, способность самостоятельно рассуждать и делать умозаключения, основанные на анализе научного знания. |
Хорошо | Прочное знание материала при малозначительных неточностях (не более двух-трех). Недостаточно полное понимание материала, незначительные неточности при вынесении собственных умозаключений, основанных на анализе научного знания. |
Удовлетво-рительно | Знание материала с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. Недостаточное понимание материала, слабо выраженная способность к самостоятельному суждению. |
Неудовлетворительно | Знание материала с заметными пробелами, неточностями. Недостаточное понимание материала, слабо выраженная способность к самостоятельному суждению. |
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ЧелГУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.