Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Вопросы для экзамена:

1. Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.

2. Становление психологии зависимого поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.

3. Структура психологии зависимого поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии зависимого поведения в современных условиях.

4. Критерии отнесенности поведения к разряду зависимого: стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, сильные эмоциональные переживания, замещающий эффект.

5. Биологические и психологические причины. Характеристика.

6.Понятия «порочный круг», «аддиктивный агент», «информационно-энергетический метаболизм», «перенос эмоционального отношения с живого объекта на неживой» и т.д.

7.Механизм формирования аддиктивной зависимости (изменение психического состояния, частотность воспроизведения состояния, поведенческая стереотипность, доминация, деструкция).

8.Факторы и условия запуска механизма зависимого поведения.

9. Основные этапы механизма их характеристика.

10. Характеристика различных видов зависимого поведения: гемблинг, шопинг, гаджет, лудомания, наркомания, анорексия, булимия, Интернет- зависимость, религиозные зависимости и др.

11. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.

12. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.

13. Общая и специальная профилактика. Пути и способы выхода из зависимости.

14. Факторы, мешающие излечению.

15. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения.

16. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.

17. Основные направления коррекционной работы.

18. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.

19. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.

20. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Примерные темы докладов:

1.Аддиктология как отрасль научного знания.

2. Зависимое поведение: история термина.

3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.

4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.

5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.

6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.

7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.

8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.

9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.

10. Наркотическая аддикция.

11. Токсикомания.

12. Лекарственная аддикция.

13. Игровые аддикции.

14. Трудоголизм.

15. Компьютерная аддикция.

16. Секс-аддикции.

17. Пищевые зависимости.

18. Эмоциональные аддикции.

19. Телезависимость.

20. Зависимость от физических упражнений.

21. Гемблинг.

22. Шопинг.

23. Гаджет.

24. Лудомания.

25. Анорексия.

26. Булимия.

27. Интернет - зависимость.

28. Религиозные зависимости.

Примерные варианты тестирования

Вопрос 1. Что понимается под «девиантностью»? –

1) характеристика поведения, не совпадающая с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе

2) поведение, отклоняющееся от норм, стандартов поведения, сложившихся в определенном обществе

3) аморальное, асоциальное поведение

4) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья

5) Все варианты правильны

Вопрос 2. Что понимается под алкоголизмом? –

1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, проявляющихся в физической и психической зависимости от алкоголя, в психической и социальной деградации.

2) Социальная патология, состоящая в массовом злоупотреблении алкоголем

3) Оба варианты правильны

Вопрос 3. Понятие «аномия» – это

1) состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок;

2) психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм

3) состояние безнормативности, свойственное обществам, в которых индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом

4) Все варианты правильны

Вопрос 4. Аутсайдер – это

1) индивид или группа, которая либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненной за рамки характерных для данного общества социальных институтов;

2) член группы, который по причине специфики внешнего облика, «особого» мнения, которого он придерживается, поведения, отклоняющегося от групповых норм, оказывается исключенным из нормального хода внутригрупповых взаимодействий;

3) индивид, особо привилегированный в определенной группе, обществе;

4) правильны первый и второй ответы

Вопрос 5. Виктимология –

1. изучение жертв преступления, выявление природы отношений между жертвой и преступником

2. наука, изучающая преступность как социальное явление

3. отрасль знаний, исследующая особо опасные преступления

4. Правильны все ответы

Вопрос 6. Вторичная девиантность –

1) акт девиантного поведения, ставший объектом общественного внимания, вследствие чего нарушитель получил клеймо (стигму) девиантной личности;

2) изменения в характере взаимоотношений между заклейменными и теми, кто его окружает, с вероятной переменой в характере аттитюдов и поведения человека, получившего общественное клеймо

3) Правильны оба ответа

Вопрос 7. Абстинентный синдром – это

1) болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приема наркотиков

2) болезненное состояние, вызванное вследствие прекращения приема алкоголя у больных алкоголизмом

3) Все вышеотмеченное выше

Вопрос 8. Делинквентность – это

1) форма отклоняющегося поведения; правонарушения, влекущие за собой уголовное наказание

2) Отклоняющееся поведение в среде подростков

3) Ваше мнение (напишите)

Вопрос 9. Делинквентный дрейф – это

1) «нейтрализация» правовых и моральных норм делинквентом, определяя их как неприменимые, неуместные, несущественные;

2) дрейф в направлении субкультуры делинвентности, которая превращает его в человека, готового к делинквентным действиям

3) направление в субкультуру потенциальных правонарушителей

4) все варианты правильны

Вопрос 10. Депривация – это

1) лишение или недостаточность условий, необходимых для удовлетворение каких- либо потребностей

2) отсутствие необходимых условий для реализации поставленных задач

3) одна из форм социального неравенства в обществе

4) Правильны 1 и 2 варианты ответов

5) Правильны все варианты ответов

Распределение баллов

  Текущий контроль Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация Всего
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3   Экзамен  
Количество баллов по разделам  
Всего

Шкала оценивания: национальная и ECTS

Наши рекомендации