Тема 1. Менеджмент как вид управления в деятельности человека.

Деятельность и управление. Управление совместной деятельностью и усложнение управления. Субъект и объект менеджмента. Цель, средства и задачи менеджмента. Методология и организация менеджмента. Формальное и неформальное управление

Формируемые компетенции: ОК-3; ПК-1.

Тема 2.Эволюция менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления. Формирование классической (административной) школы в управлении.Возникновение и развитие школы психологии и человеческих отношений. Становление и развитие школы науки управления.

Развитие менеджмента в России. Развитие теории и практики управления в России. Перспективы российского менеджмента.

Формируемые компетенции: ОК-3; ПК-1.

Тема 3.Теория организации в системе менеджмента.*

Понятие организации и ее место в менеджменте. Формальные и неформальные организации. Общие организационные законы. Закон развития. Закон самосохранения и механизм устойчивости. Закон равновесия. Закон относительных сопротивлений.Закон синергии.

Жизненный цикл организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как открытая социально-экономическая система. Критерии результативности организации.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями;

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-1.

Тема 4.Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Внешние условия и ограничения функционирования бизнеса. Факторы внешней среды организации. Основные характеристики косвенных и прямых воздействий внешней среды организации.

Задачи организации по отношению к внешней среде. Основные элементы организации. Внутренние ограничения и условия функционирования организации.

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-1;ПК-9; ПК-13.

Тема 5.Функции менеджмента и процесс управления.*

Менеджмент как система и тип управления. Понятие и виды функций управления. Систематизация функций менеджмента. Взаимосвязь общих функций управления и процесс управления. Характеристики технологических и социально-психологических функций менеджмента.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями;

Формируемые компетенции: ОК-11; ПК-9.

Тема 6. Управленческие решения в менеджменте.

Типология управленческих решений и требования к ним. Причины использования ситуационных моделей при выработке решений. Состав и последовательность этапов процесса принятия управленческих решений. Подходы к принятию решений. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений. Методы группового решения.

Формируемые компетенции: ОК-8; ПК-13.

Тема 7. Механизмы менеджмента и его диверсификация.

Механизм менеджмента как совокупность средств и методов воздействия. Полномочия менеджера, их реализация и сопряжение возможностей управления с разнообразием интересов, ценностей и установок, мотивов и стимулов поведения людей.

Экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы менеджмента. Методы управления индивидуально-личностным поведением. Способы реализации воздействий в менеджменте.

Диверсификация как закономерность менеджмента тенденция совмещения разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и др., вызванных потребностями практики, и, прежде всего, производства. Диверсификация менеджмента, и выбор альтернатив эффективного управления. Изменения в системе менеджмента в условиях растущей непредсказуемости, новиз­ны и сложности окружения. Роль творческого фактора в новых концепциях управления. Принцип «социального партнерства» в менеджменте предприятия.

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-1;ПК-13.

Тема 8.Организационные структуры в менеджменте.*

Организационные структуры управления, их элементы и принципы формирования. Структура органа управления как единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

Линейная структура органов управления: её достоинства и недостатки. Линейно-штабная структура органов управления: преимущества и проблемы. Линейно-функциональная структура.

Типы производственных организационных структур: линейная структура и её достоинства и недостатки; линейно-штабная структура и её преимущества и проблемы; линейно-функциональная структура; проектная и матричная структуры и их специфика; дивизиональная структура и ее особенности.

Анализ соотношения централизации и децентрализации управления в структуре организации.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями;

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-13.

Тема 9.Личность менеджера. Лидерство и стиль управления.

Профессиональные требования к личности менеджера. Роли менеджеров. Лидерство и менеджмент. Традиционные концепции лидерства: лидерские качества, лидерское поведение. Концепция ситуационного лидерства.

Стиль руководства и его виды. Личность менеджера и стили руководства. Экспертная оценка эффективности стиля руководства менеджера.

Формируемые компетенции: ОК-9; ПК-11.

Тема10.Власть и партнерство.*

Сущность власти в управлении. Формы власти и влияния в организации. Модель влияния руководителя на подчиненного.

Страх и влияние. Положительное подкрепление. Влияние через веру. Убеждение и внушение, их возможности.

Формы партнерства в управлении. Формирование коллегиальности и партнерства в руководстве. Факторы эффективного партнерства.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-11.

Тема11.Групповая динамика и разрешение конфликтов.*

Группы и их значимость в организации. Формирование групп в организации и их особенности. Принадлежность к группе. Помощь и защита. Социальный контроль. Сопротивление изменениям.

Сущность, природа и этапы конфликтов в организации. Основные причины конфликтов в организациях. Модель конфликта как процесса. Управление конфликтной ситуацией. Способы разрешения конфликтов в организации.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-7; ПК-11.

Тема 12.Система коммуникаций в менеджменте.

Коммуникации как процесс в современной организации. Сущность, элементы, структура и этапы коммуникационных процессов. Обратная связь в коммуникационной программе. Трудности развития коммуникаций. Обеспечение эффективных коммуникаций в организации и деятельности менеджера.

Формируемые компетенции: ОК-8; ПК-12.

Тема 13. Совершенствование организации управления и потенциал менеджмента.

Повышение действеннос­ти стимулов, побуждающих к слаженным действиям. Формирование системы управле­ния на основе компетентности руководства и выбора рациональных форм организации управления.

Совершенствование структуры системы и распределение в ней обязанностей, прав, ответственности.

Внедрение рациональных правил, методов, программ и алгорит­мов работ по функциям управления.

Внедрение научно обоснованного режима труда и эффективных операций и процессов обработки информации.

Формируемые компетенции: ОК-11; ПК-13.

Планы семинарских и практических занятий.

Наши рекомендации