Стресс-интервью при приеме на работу

Задание 2

1. Конспект первых 10 минут передачи «Наталья Грейс - ораторское мастерство» http://www.youtube.com/watch?v=KrpO3WV8G5g Что означает «Поза заключенного» и «поза футболиста», Особенности работы голосом, Как правильно ставить смысловые ударения в предложениях

2. Конспект сюжета «Секреты презентации Стива Джобса» http://www.youtube.com/watch?v=uSSlmHZDQHE

3. 2. Конспект сюжета «Секреты презентации Барака Обамы» https://www.youtube.com/watch?v=V3BDkDFX2vw

3.Как имидж влияет на репутацию. Деловой имидж. (Ирина Дельфей)

http://www.youtube.com/watch?v=cYoDYD4_J-Y

Задание 3

Сделать конспект по фильму «Мастер-класс для студентов-журналистов, Владимир Соловьев, часть 1» http://www.youtube.com/watch?v=LGs2btDxsIM Выписать важные моменты и примеры, которые приводит ведущий. Обязательные моменты:

1. Психологическое давление на собеседника. Особенности выбора позы, жестов, речевых оборотов.

2. Как подавить собеседника и, наоборот, как дать ему почувствовать, что между вами есть что-то общее?

3. Особенности контакта глазами.

4. Психологический портрет собеседника на примере рыжего парня из зала.

5. Внешний образ человека. Правила совпадения тональности: цвет кожи, волос и одежды.

Задание 4Манипуляции. Конспект уроков.

http://www.youtube.com/watch?v=J5a6vSz2yAk

Манипуляции в переговорах: скажу по секрету

http://www.youtube.com/watch?v=3dIP1c8xrb4

Манипуляции в переговорах: заведомый отказ

http://www.youtube.com/watch?v=ofiXfuChKRA

Манипуляции в переговорах: ложные акценты

http://www.youtube.com/watch?v=-Ncks0uQhf4

Манипуляции в переговорах: предположение в вопросе

http://www.youtube.com/watch?v=qJDIxuKy_5o

Манипуляции в переговорах: нарочитое ограничение

Задание 5Собеседование. Конспект уроков

http://www.youtube.com/watch?v=5uEP2ZTqHWk

Как успешно пройти собеседование

http://www.youtube.com/watch?v=TUDbSRXZUmk

Язык жестов на собеседовании

http://www.youtube.com/watch?v=y2o6iU-xxfI

Стресс-интервью при приеме на работу

Задание 6Искусство диалога по материалам передачи «Белая студия»http://www.youtube.com/watch?v=CyUiIpG3O0k

1. В чем проявляется внимание ведущей к собеседнику и глубокое знание его творчества? Для того чтобы расположить собеседника к разговору, не злоупотребляет ли ведущая комплиментами? Нет ли в ее манерах искусственности или же, наоборот, она очень естественна? Оцените тонкость, деликатность, завуалированность ее похвал в адрес собеседника. Как показывает ведущая передачи свою заинтересованность в творчестве Гарри Бардина? Приведите примеры.

2. Ведущей передачи помогает найти общий язык знание фактов из жизни собеседника, подготовленность к беседе. Приведите примеры.

3. Правильное построение диалога позволяет ведущей переключать собеседника ненавязчиво по своему замыслу. Приведите примеры.

4. Ведущая подстраивается под собеседника, говорит на его языке, умеет расположить к диалогу, показать единение мысли, постоянно находит общие темы, предлагает метафоры, которые понятны собеседнику. Приведите примеры.

5. Почему возраст собеседников разный, но они понимают друг друга? Какие знания их сближают? Можно ли сказать, что у собеседников общий культурный багаж? Приведите примеры привлекаемых в контексте разговора имен писателей, актеров, музыкантов из зарубежной и российской истории и культуры. Запишите, чьи имена были названы. Во всех ли случаях вы поняли, о ком они говорят (укажите, кого вы не знаете).

6. Докажите примерами из передачи, что ведущая умеет задавать сложные вопросы, подхватывать мысли собеседника, умеет отражать его чувства, умеет слушать. Какие виды слушания использует ведущая в большей и в меньшей степени?

7. Оцените (в баллах) умение ведущей найти подход к собеседнику, раскрыть его душу. Оцените речевые манеры мультипликатора Гарри Бардина (язык, дикцию, темп и тембр речи, искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит).

Исследователи речевой коммуникации выделяют четыре вида слушания:

Направленное (критическое) – слушающий сначала критически анализирует получаемое сообщение, а потом старается его понять. Это полезно в тех случаях, когда обсуждаются различного рода решения, проекты, идеи, мнения и т.д.

Эмпатическое – слушающий больше «считывает» чувства, а не слова. Это эффективно, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, но малоперспективно, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе.

Активное (рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: расспрашивания – прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования – высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает говорящий; резюмирования – подведение итога услышанного (резюме), что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

Искусство активного слушания включает следующие навыки и приемы:

- поддержание внимания - направленность и устойчивость внимания, визуальный контакт.

- использование элементов невербального общения - взгляд, позы, жесты, язык межличностного пространства, изменение высоты голоса и интонации.

- реплики и вопросы (эхо-техника вопросов "Правильно ли я Вас понял, что", "Как я Вас понял", "По Вашему мнению", "Иначе говоря, Вы считаете", "Мне кажется, что у Вас сложилась такая ситуация потому, что", "Если теперь подытожить сказанное Вами, то".)

- наличие развитых личностных качеств - понимание, симпатии, одобрения ("Продолжайте". "Это интересно". "Понимаю". "Приятно слышать". "Можно подробнее".)

Задание 7 Задание по передаче «Культурная революция» http://www.youtube.com/watch?v=2SPiYIl23hg

1. Какова тема передачи, кто ее участники? Насколько глубоко в силу своей профессии они разбираются в данной теме?

2. Придерживаются ли оппоненты правил ведения спора, описанных выше? Отметьте случаи отклонения от правил и, наоборот, их соблюдения (2-3 примера).

3. Кто из оппонентов более эмоционален и почему?

4. Перечислите аргументы оппонентов. Соотнесите с видами аргументов, представленными выше.

5. Какие из аргументов вас убеждают и почему?

6. Какие аргументы вас не убеждают и почему?

7. Чья позиция более аргументирована? Подкрепите ответ примерами.

8. Охарактеризуйте правила ведения спора, принятые в передаче «Культурная революция». Соотнесите с видами споров, представленными выше.

Теорияискусства ведения спора

Спор – всякое столкновение мнений с целью найти истину и получить удовольствие с обоих сторон. Разновидностью спора является дискуссия, диспут, полемика, дебаты. Полемика – спор, при котором имеется противостояние, цель – одержать победу над противником.

Искусство вести спор базируется на следующих правилах:

1. Расспрашивать своего оппонента, вести с ним беседу, внимательно выслушивать его доводы, не перебивать, не горячиться и не нервничать, не переходить на личности, иначе это будет уже не полемика двух цивилизованных людей, а примитивная ссора.

2. Уточнить понятия, о которых будет вестись речь, не бояться признаваться оппоненту в том, что Вы чего-то не понимаете или не знаете.

3. Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора. Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником. Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

Виды споров: 1)спор-монолог, 2)спор-диалог, 3)спор-полилог, 4)спор при слушателях и без них, 5)сократический спор – спор с системой ненавязчивых подсказок, которая заставляет отвечать оппонента утвердительно

Аргументы в споре делятся на группы:

1) аргументы по существу дела (факты, устанавливаемые путем опыта, цифровой или статистический материал, документы)

2) аргумент к авторитету – ссылки на высказывания известного человека в поддержку своего мнения

3) аргумент к публике – ссылка на мнение, настроение, чувства слушателя (психологическое давление)

4) аргументы к личности – ссылка на личностные особенности оппонента, вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а личность оппонента превращается в предмет спора.

5) аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппонентом в расчете на то, что они станут мягче

6) аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия

Задание 8. «Путешествие по литературному маршруту»

1. Выбрать писателя из какой-либо страны. Вспомнить содержание его книги (или нескольких книг). Познакомиться с фактами из его биографии: где бывал писатель, в каких отелях останавливался, что любил есть, в каких ресторанах питался, где отдыхал, в каких магазинах одевался, каким парфюмом пользовался, какую музыку любил слушать.

2. Разработать маршрут для туристов с посещением мест из книги. В рамках одной страны: либо той, откуда он родом, либо той, в которой живут герои книги. Маршрут должен быть написан доступно, увлекательно, чтобы текст вызывал желание посетить данную страну. Если уже существует готовый маршрут, то необходимо внести в него свои изменения, добавить места отдыха, питания, размещения, шопинга, связанные с автором или с героями. Копировать текст готового маршрута нельзя, необходимо рассказать о каждом дне путешествия красочно и увлекательно.

3. В итоге необходимо написать текст для туристов примерно на 1 страницу 12 шрифтом одинарным интервалом. В тексте должен вестись диалог с потенциальным читателем, возможно использование фраз: «вашему вниманию предлагаются», «вы попробуете», «вы увидите», «вы почувствуете», «вы ощутите на себе». Недопустимо использовать плагиат, т.е. копировать текст полностью из интернета, не внося своих изменений в язык и стиль.

Готовые примеры: «Париж – дорогой мушкетеров», «Лондон Шерлока Холмса», «По местам съемок хоббитов в Новой Зеландии», «Путешествие по крышам Стокгольма вместе с Карлсоном», «По местам съемок Гарри Поттера», «По местам съемок сумеречной саги» и т.п.

Ссылки на видео

Франция: дорогой мушкетеров

http://www.youtube.com/watch?v=JwfxaL3Kxik

Швеция: музей Юнибакен

http://www.youtube.com/watch?v=3mXRPl7Pyn4

Задание 9. Сравнительный анализ стихов на тему одиночества поэта Александра Межирова в исполнении Максима Аверина и Беллы Ахмадулиной «О, одиночество, как твой характер крут»

1. Прочитайте стихи самостоятельно. Подумайте, как раскрывается тема одиночества у авторов, какие речевые фигуры используются.

2. Найдите сведения о биографических фактах, легших в основу написания стихов.

3. Найдите отличия женского и мужского начала в трактовке темы одиночества.

4. Послушайте, как читают эти стихи актеры. Подумайте, какое новое звучание вносят голоса исполнителей и их актерское мастерство в раскрытие темы.

5. Оцените речевую манеру чтецов, тембр голоса, мимика, паузы, жестикуляция. Соответствует ли манера чтения эмоциональному содержанию.

Задание 10. Анализ стихов

1. Прочитайте стихи самостоятельно. Найдите тексты в интернете. Подумайте и напишите, какова в каждом из них основная тема, какие речевые фигуры используются. Насколько сложен или прост, богат или беден язык авторов.

2. Найдите сведения о биографических фактах, легших в основу написания стихов.

3. Послушайте, как читают эти стихи актеры. Подумайте, какое новое звучание вносят голоса исполнителей и их актерское мастерство в раскрытие темы.

5. Оцените речевую манеру чтецов, тембр голоса, мимика, паузы, жестикуляция. Соответствует ли манера чтения эмоциональному содержанию.

Задание 11. Эссе на тему «Язык формирует образ человека»

А. Посмотрите пять рекламных роликов Альфа-банка 1998 года «С каждым клиентом мы находим общий язык». По каждому из них ответьте на вопросы:

1. Культурный багаж персонажей и используемая лексика.

2. Взаимосвязь социального положения персонажей и их речи.

3. Соответствие речи и манеры одеваться, жестикулировать, вести себя.

Б. Послушайте фрагмент передачи, где современная поэтесса рассуждает о том, что язык – это единственный знак отличия людей в том мире, где исчезли классовые различия. Выразите свое согласие/несогласие с этой мыслью. Подкрепите ваше утверждение примерами. Свяжите в ваших рассуждениях пункт А и Б: будет ли актуален в настоящее время слоган Альфа-банка прошлого века «С каждым клиентом мы находим общий язык». Действительно ли язык – это первичный признак, определяющий статус человека, или же вторичный? Что в таком случае будет главенствовать: мода, стиль и т.п.?

Критерии оценки подготовленных эссе:

1. Количество и качество проанализированных источников

2. Глубина проработки материла

3. Аргументированность авторской позиции. Аргумент к авторитету – ссылки на высказывания известного человека в поддержку своего мнения, аргумент к публике – ссылка на мнение, настроение, чувства общества и др.

4. Ясность, логичность языка и стиля

5. Информативность, количество примеров

6. Многоуровневый или односторонний подход к анализу проблемы.

Задание 12. Анализ ролика «Google – книги для вас» с участием Виктории Токаревой и ее внучки.

1. Укажите жанр

2. Охарактеризуйте фабулу сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка

3. Приведите примеры соответствия/несоответствия агитационной направленности сюжета и выбранной героини (выбранные места съемок, погода, почему звучит внутренняя речь, тембр, сила голоса, речевые паузы, внешний вид, походка, одежда, о каком социальном классе свидетельствуют и т.п.)

Задание 13. «Музыкальное расследование» Артёма Варгафтика

Хоакин Родригес и его знаменитый «Аранхуэсский концерт» 1939 год

1. Оцените языковые особенности жанра «музыкальное расследование» Артёма Варгафтика. Насколько образная, живая, интересная, понятная речь. Не злоупотребляет ли он сложными музыкальными терминами, недоступными для непосвященных?

2. Укажите черты детективного жанра, используемые в передаче. Проследите логику расследования Варгафтика.

- какая загадка ставится,

- какие «улики» (зацепки) имеются у автора передачи,

- какие исторические факты, детали и объекты, послужившие источником вдохновения для композитора, привлекаются к расследованию: контекст эпохи, дома, парки, сады, дворцы, природа, погода, запахи и звуки того времени, когда жили герои передачи,

- на какого зрителя, с каким культурным багажом рассчитывает автор передачи, не запутывают ли слушателей некоторые параллели, которые проводит Варгафтик, например, сравнение Испании и России: Ливадия в Крыму и Аранхуэсский дворец в Испании, насколько важен этот факт для расследования,

- будет ли интересна эта передача только тем, кто специализируется в испанской музыке середины ХХ века, или целевая аудитория гораздо шире? Помимо музыкальных знатоков, кто является зрителем данной передачи?

- как добивается экспрессии автор, обратите внимание на то, что эмоциональный тон он задает не голосом, а логикой изложения, интригующими фактами, извлекаемыми поочередно,

- проследите, в какие моменты голос ведущего исчезает и отдает все пространство музыке Родригеса? Насколько важен тот факт, что в этот момент в кадре крупным планом возникают фрагменты дворца, скульптуры, небо? Подумайте, какую функцию выполняют архитектурые образы в кадре? Подчеркивают, усиливают, дополняют музыкальную экспрессию, передают содержание эпохи, а значит и написанной Родригесом музыки? Либо что-то иное?

- насколько важна кольцевая композиция (начали у Аранхуэсского дворца и закончили там же) для детективного жанра передачи?

- охарактеризуйте образ ведущего, есть ли у него свой стиль в одежде, жестикуляции, манерах? К какому типажу его можно отнести: эстет, интеллектуал, мудрец, славный малый, герой-любовник и т.п.

Задание 14. О современном состоянии русского языка. Интервью Максима Кронгауза радиостанции «Маяк»

http://www.youtube.com/watch?v=JaHvUd6BLTw

Правильнее говорить не о кризисе языка, а о наличии кризисных явлений в отношении общества к освоению и употреблению языка, к соблюдению языковых норм. По поводу состояния русского языка высказываются различные мнения. Некоторые считают, что реформы в обществе привели к резкому снижению уровня речевой культуры, порче языка. Другие высказывают мнение, что развитие языка - стихийный процесс, который не нуждается в регулировании, так как язык, по их мнению, сам по себе выберет всё лучшее и отвергнет лишнее, неподходящее.

Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, повышенной напряженности артикуляции и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор, сомнительных речевых приемов поддержания внимания. Уровень культуры речи упал во всех социальных и возрастных группах. Таким образом, возникает проблема целенаправленной работы по поддержанию норм культуры речи в современном российском обществе, проблема формирования у людей внимания к собственной речевой культуре.

Как защищать язык от нежелательных изменений и стоит ли это делать. Считают нужным следить за своей речью не более 30% россиян. Поэтому только для одной трети населения будут полезны следующие меры:

- обеспечить библиотеки новыми словарями русского языка и современными учебниками;

- финансировать журналы по русскому языку;

- организовать передачи по русскому языку на радио и телевидении;

- повышать квалификацию работников телевидения и радио в области культуры речи;

Задание14. 1 Подкрепите примерами тезисы:

1. Коммуникативная среда заставляет нас менять язык.

2. Изменчивость и гибкость языка – отражение демократического общества.

3. Политическая свобода и открытость общества чрезмерно раскрепощают язык.

Задание 14.2. Ответьте на вопросы, поднятые в дискуссии, указав причину согласия или несогласия с данным вопросом.

1. Нужна ли поддержка языка со стороны государства?

2. Надо ли уменьшать количество заимствованных слов? Должно ли государство запрещать использование заимствованных слов?

3. Надо ли выпускать некоммерческие словари или достаточно только коммерческих?

4. Надо ли повышать грамотность, вводить тотальный диктант?

5. Кто сегодня создает языковые нормы?

Наши рекомендации