Ход опытного обучения школьников
Анализу дружбы как дружбы как коммуникативного явления
Охарактеризуем работу по программе опытного обучения, представим конкретные методические разработки занятий (см. программу опытного обучения в таблице 2, с. 79-81).
Занятие 1. «Общение».
Обучающие задачи занятия:
• дать определение общению как процессу;
• выявить основные функции общения (передача информации, обмен эмоциями и воздействие);
• классифицировать общение по видам взаимоотношений между собеседниками (официальное, полуофициальное, неофициальное);
• сформировать представление о качествах коммуникативного лидера;
• развести понятия адресат и адресант;
• учить анализировать ситуации общения по критериям: кто (адресант), кому (адресат), что (тема) и зачем (цель) говорит;
• дать определение речевым стратегиям и речевым тактикам;
• сформировать представление о речевых стратегиях;
• провести констатирующий срез с целью выявления первичных знаний учащихся о дружбе.
Ход занятия
Обучающие задачи решались следующим образом.
На первом этапе в ходе ведущего слова педагога было дано определение «общению» и обозначены функции, которые выполняет общение: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Так же была представлена классификация, подразделяющая общение на 3 вида по типу взаимоотношений между собеседниками.
Приведем образец ведущего слова учителя:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об общении, под которым исследователи понимают «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности». Общение выполняет ряд функций, а именно: передача информации, обмен эмоциями и воздействие.
- Кроме того, существует классификация, которая делит общение на 3 вида по типу взаимоотношений между собеседниками: официальное, например, общение между коллегами по работе. Полуофициальное – партнеры по бизнесу встречаются в неофициальной обстановке (например, в ресторане) и ведут переговоры, и неофициальное – общение в кругу семьи или друзей (теоретический материал представлен на слайде № 1).
Во времярепродуктивной беседы учащиеся подобрали синоним к термину «общение» - «коммуникация» и сказали, как называют участников общения – «коммуниканты».
С помощью ведущего словаучитель сообщает сведения об участниках общения – коммуникантов. Приведем пример:
- Верно, в процессе общения принимают участие коммуниканты, один из которых, говорящий - коммуникативный лидер, называется АДРЕСАНТОМ. Его основными качествами являются умение мотивировать, вдохновлять, убеждать. А человек, воспринимающий речь, называется АДРЕСАТОМ (материал, наглядно изображающий отношения между адресантом и адресатом, представлен на слайде № 2). Таким образом, можно говорить о том, что общение всегда можно охарактеризовать по нескольким основаниям, а именно: *КТО (Адресант) *Кому (Адресат) * О чем? (Тема) * Зачем? (Цель) сообщает те или иные сведения.
Далее ребята записывают критерии для оценивания ситуации общения, представленные на слайде номер 3, (*КТО (Адресант) *Кому (Адресат) * О чем? (Тема) * Зачем? (Цель)) для того, чтобы выполнить практическое задание.
Приведем образец инструктирующего слова:
- Теперь давайте потренируемся. Сейчас мы вместе посмотрим видео – фрагмент и проанализируем по записанным критериям: кто, кому, что и зачем говорит. Работать будем устно.
В качестве образца был использован фрагмент экранизации драмы А.Н. Островского «Гроза», так как в курсе литературы в это время как раз изучается данное произведение.
Во время репродуктивной беседыребята отвечают на поставленные вопросы. Приведем образец беседы:
- Итак, на сколько частей условно можно поделить эту сцену, и по каким признакам?
- На две части, в 1ой части говорит Тихон, а во 2ой – Катерина.
- Начнем с той части, в которой Адресантом является Тихон. О чем идет речь в его сообщении и для чего он это говорит Катерине?
- Адресатом сообщения является Катерина, целью – получить своего рода благословление на 2 – недельный отъезд из дома от жены. В своей речи Тихон старается убедить Катерину в том, что отъезд необходим и ей совершенно не из-за чего волноваться.
- Какова цель и содержание сообщения Катерины, адресованного Тихону?
- Девушка пытается остановить мужа, удержать его от поездки, так как боится той свободы, которую получит в результате отсутствия мужа дома (у нее начинается роман с Борисом).
Цельэтого задания заключалась в том, чтобы учащиеся закрепили полученные сведения и получили практические навыки.
Следующий этап был направлен на изучение материала о речевых стратегиях и тактиках общения. Приведем образец ведущего слова учителя:
- Для того чтобы вы сегодня успешно справились с выполнением итогового задания, нам необходимо рассмотреть такие понятия, как речевые стратегиииречевые тактики. Стратегии связаны с определённым замыслом сообщения. Учёные выделяют ряд стратегий: (теоретический материал представлен на слайде № 4).
Под речевой тактикой понимается небольшой шаг на пути к главной цели говорящего. Целью речевой тактики всегда является оказание влияния на поведение собеседника, которое выражается с помощью упрёка, замечания, приказа и др.
Помимо этих сведений на слайде № 4 представлена классификация речевых стратегий. С помощью педагогического требования учитель просит ребят записать ее, так как для выполнения следующего задания потребуется знание этой классификации.
В ходе репродуктивной беседы педагог вместе со старшеклассниками анализирует ситуации общения на предмет выделения речевых стратегий. Приведем образец беседы:
- Давайте определим, какие речевые стратегии используют Тихон и Катерина в сцене, которую мы с вами посмотрели?
- Тихон использует информативную стратегию, сообщая о своем отъезде; модальную – объясняя, почему эта поездка так ему необходима.
- Катерина же пользуется скорее регулятивной стратегией, так как ей цель – отговорить мужа от поездки.
На этапе обобщения изученного материалаучитель систематизирует сведения, которые ребята получили на уроке. Приведем образец обобщающего монолога учителя:
- Ребята, сегодня вы узнали, что синонимом общения является коммуникация, а в роли коммуникантов выступают адресант (говорящий) и адресат (слушающий). Кроме того, вы теперь знаете, что речевые стратегии связаны с определенным замыслом говорящего и знаете, какие виды стратегий существуют (информативная, модальная, регулятивная, фатическая, диалоговая). Так же вам теперь знакомо такое понятие, как речевая тактика, с помощью которой говорящий воздействует на собеседника.
В финале занятия учащиеся приняли участие в констатирующем срезе, который должен был выявить первичные знания ребят о дружбе и дружеском общении.