Обучения младших школьников легкоатлетическим упражнениям. Виды и значение легкоатлетических упражнений, особенности обучения бегу, прыжкам и метаниям.

Легкая атлетика – олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания.

Виды легкоатлетических упражнений:

1. Ходьба

2. Бег

3. Прыжки

4. Метание

Значение легкоатлетических упражнений:

1. Прыжки - усиливается деятельность дыхательной и кровеносной систем, организует и дисциплинирует учащихся.

2. Бег - способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечнососудистую и дыхательную систему, повышает обмен веществ

3. Прыжки - укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность, содействуют развитию быстроты, ловкости

4. Метание - способствуют укреплению и развитию мышц плечевого пояса, рук , совершенствуют координацию движения и больше, чем какие-либо другие упражнения развивают глазомер и метность.

Особенности обучения бегу:

Тело бегуна слегла наклонена вперед; голова и туловище держатся на одной линии; плечи не поднимаются; толчковая нога становится на внешнюю сторону носковой части стопы и момент отталкивания полностью выпрямляется; маховая нога сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед-вверх и достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ноги

Особенности обучения прыжка:

Встать прямо, ступни параллельно (на ширине одной ступни); подняться на носки, одновременно поднять руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги (до полуприседа), руки назад; затем с резким движением рук вниз – вперед – вверх отталкиваться двумя ногами вперед - вверх. В полете вынести ноги вперед и приземлиться на согнутые ноги, руки вперед. Перед толчком нельзя подпрыгивать

Особенности обучения метаниям:

Стать лидером по направлению метания левая нога впереди на ступне, правая нога сзади, правая рука впереди на уровне головы

Билет 18

Данная тема является актуальной т. к. подвижные игры широко применяются на уроках в начальных классах. Они являются эффективным средством общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших школьников.
Итак, что же такое подвижные игры? Подвижные игры – это не просто двигательное действие, а целая совокупность разнообразных двигательных действий, объединенных мотивом, который определяет форму поведения играющих.
Подвижные игры имею ряд педагогически задач и возможностей:
1. Совершенствование двиг.умений и навыков
2. Воспитывают разнообразные физ. Способности
3.развивают внимательность и сообразительность, инициативу, сдержанность и самостоятельность
4. Способствуют воспитанию чувства взаимопомощи, сотрудничества и дружбы
5.формируют положительную мотивацию и интерес к занятиям ФК
Этапы организации и проведения подвижных игр
1 этап- выбор игры.
Факторы, обуславливающие выбор игры:
-педагогич. задачи
-место игры в уроке
-осн. двигательное содержание урока
-физическая и эмоциональная нагрузка
-состав детей по возрасту, полу и физ. Подготовленности
-место проведения игры и необходимый инвентарь
-место организации игры
Методич. Правила выбора игры:
-игра не должна повторять те двиг. Действия, которые уже выполнялись на уроке
-если содержание и правила игры сложны, ее не проводят на уроке, в котором осваивались сложные технические действия
-если на уроке выполнялась монотонная работа, то игра должна быть эмоциональной и разнообразной, а действия-активными.
2 этап-подготовка к проведению игры
а) планирование игры: адаптация содержания к конкретному контингенту и месту проведения разработка организационно-методич. Указаний
б) подготовка места проведения игры и инвентаря с учетом содержания игры
в) обеспечение безопасности( отсутствие посторонних предметов, достаточный интервал)
3 этап- проведение игры
1. Постановка целей и задач, целеполагание и мотивирование игровых действий, инструктаж по ТБ
2. Формирование команд
3. Краткое и четкое объяснение правил и содержания игры
4. Наблюдение за участниками и руководство их действий, исправление ошибок, регулирование нагрузки
5. Индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры
6. Справедливое судейство
Способы деления на команды:
1. По расчету в одно шеренговом строю по росту
2.перестроение в движении в колонны
3.по назначению
4.п сговариванию
5.по выбору командира
Способы назначения водящего:
1.по назначению учителя
2. По считалке
3. старый водящий назначает нового
4. Водящим становится тот, кто становится под номером, который будет назван старым водящим
5.право водить выигрывает тот, кто первым прибежит, прискачет, ит.д….
Приемы регулирования нагрузки:
-изменение продолжительности
-увеличение или уменьшение площади
-упрощение правил игры
-введение пауз отдыха
-уменьщение веса илил размера инвентаря
-увеличение или уменьшение кол-ва действий
4 этап- подведение итогов игры
-определение результатов
-выявление ошибок
-общий анализ игр. Деятельности: анализируются недостатки, ощибки, плохое поведение отдельных участников
-разработка рекомендаций по использованию игр: корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки
-самооценка по проведению игры
Принцип организации и проведения игр:
-соответствие применяемых игр. Форм и средств психофизическим особенностям занимающихся
-всеобщая доступность
-зрелищность, эмоциональность игр и заданий
-целостность и логич. Последовательность игр. Средств
-комплексное воздействие на двиг. Сферу и интеллект
-ступенчатость и периодичность использования игр и игр.заданий
-гласность, сравнимость результатов, определенность цели и задач, единство требований
-высокая культураорганизации и проведения игр
-взаимное уважение, доброжелательность
-оздоровительная направленность
Методика организации и проведения подвижных игр в нач. классах:
Правила игры руководитель должен излагать кратко, посколь­ку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложен­ное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руко­водитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому испол­нению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для луч­шего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.





Дети I—III классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в со­ответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, при­нял самую красивую позу в игре и т. п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей спо­собности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Ре­комендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию вто­рой сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные сло­ва развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подгото­виться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить ме­сто для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться тер- лимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в по­движных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный ха­рактер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть «Совушка», «Два Мороза», «Караси и щука». Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

В первом классе в начале учебного года нежелательно прово­дить командные игры. Постепенно, с приобретением двигатель­ного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами сорев­нования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера иг­ровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.

Билет 19

Развитие физ.качеств и двиг.способностей в млад.шк.возрасте…

Соц.обусловленность воспитания физ.качества: 1. Содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. 2. Удовлетворение потребностей общества в физ.всесторонне развитых граждан. 3. Повышение физ. И умственной работоспособности, полной реализации творческих сил человека в интересах общества. 4. Достижение высокой устойчивости организма к социальным и экономич.условиям.

Физ.качества – совокупность психических свойств человека, выражающих его готовность осуществлять активную двигательную дея-ть.

Основные физ.качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость.

Двигательные способности – функциональные особенности организма, определяющее эффективность выполнения двиг.действия. (Виды: скоростные, силовые, гибкость, двигательно-координационные, общая и спец.выносливость).

Факторы развития двиг.способностей: 1.Наследственная программа возрастного равзития организа ( анатомно-физические задатки, психодинамические задатки, темперамент, характер). 2. Социально-экологическая адаптация организма.

Закономерность воспитания физ.качеств: 1. Гетерохронность развития- наличие периодов интенсивного развития. 2. Этапность развития – необходимость изменения содержния и условий нагрузки. 3. Фазность развития – зависимость эффекта пед.воздействия от состояния физ. Работоспособности организма. 4. Перенос развития – наличие связи между развитием различных двигат.способностей.

Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять посредством мышечных усилий.

Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени)

Выносливость - это способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.

Ло́вкость — способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

Билет 20

Средства:

Основными средствам физ-го воспитания являются физ-е упр-я, которые формируют жизненно важные умения и навыки, воспитывают физич-е качества, развивают физич-е способ-ти, повышают адаптивные свойства организма, восстанавливают ранее утраченные его функции.

Важными средствами физ.вос-я явл-я также естественные природные и гигиенические факторы.

Естественные природные факторы солнце, воздух, вода.

Сочетание их с физ-ми упр-ми позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы чел-ка.

Гигиенические факторы: соблюдение режима дня, режима питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Методы:

В физическом воспитании применяются 2 группы методов:

- специфические – характерные только для процесса физического воспитания;

- общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физ. упражнений воспитанием физ. качеств.


Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с метод. Принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики. Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки учащихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

В начальной школе (1-2 классы) занятия физическими упражнениями проходят интересно, если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия – эпизоды последовательно развертывается по рассказу учителя. Эти действия объясняются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше учащиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание –это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда учащиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления учащихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа –это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.

Что делает учитель Логически правильно формирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формирует выводы. Что делают учащиеся Осмысливает вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно, логически и грамотно формулируют ответы и обобщения, осмысливают выводы

5. Разбор –форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.

7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.

8. Комментарии и замечания.Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания –основные средства оперативного управления деятельностью учащихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание учителя на занятии, которое не имеет определенной формы. Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («постарайтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание, командный язык – это особая форма словесного воздействия на учащихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательного действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяются в начальной школе.

10. Подсчёт– основная форма управления выполнением физических упражнений.

Наглядные методы.В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию учащимися выполняемых заданий.

К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности (показ упражнений учителем или по его заданию одним из учащихся);

- методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм, двигательных действий, рисунков, схем и др.);

- методы направленного прочувствования двигательного действия;

- методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности.Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ движений учителем или одним из учащихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Требования к показу:

- показ должен сопровождаться объяснением;

- содержание показа должно соответствовать задачам обучения: первый показ должен давать целостное представление о технике выполнения физического упражнения; в дальнейшем можно обращать внимание учеников на отдельные движения и в показе подчеркивать эти моменты; иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения; делают паузы;

- показ должен быть точным и принят за образец;

- показ упражнения можно поручать ученику в следующих случаях: если преподаватель по состоянию здоровья не может показать; если при показе преподаватель вынужден принять положение, при котором неудобно объяснять; когда необходимо убедить учеников, что упражнение выполнить можно;

- при показе учитель должен выбрать правильно место, чтобы его видели все ученики, и он мог контролировать их выполнение;

- показ должен быть зеркальным;

- «неправильный показ» применять не обязательно.

Методы опосредованной наглядности.Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

К ним относятся:

- демонстрация наглядных пособий, учебных видео и кинофильмов;

- рисунки фломастером на специальной доске;

- зарисовки, выполняемые учащимися;

- использование различных муляжей и др.

Наглядные пособияпозволяют акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые учащимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательные действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют учителю продемонстрировать учащимся особенности техники двигательного действия.

Методы направленного прочувствования двигательного действия.Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

К ним относятся:

- направляющая помощь учителя при выполнении двигательного действия (например, проведение учителем руки учащихся при обучении финальному усилию в метании мяча на дальность);

- выполнение упражнений в замедленном темпе;

- фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

- использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.

Методы обучения двигательным действиям(в целом, по частям, сопряженного воздействия) и их реализация в уроке физической культуры. Методы обучения двигательным действиям принадлежат к методам строго регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

- осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

- строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;

- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

- избирательно воспитывать физические качества;

- использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

- эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

- целостный метод;

- расчлененный или по частям;

- сопряженного воздействия.

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т.п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Методы воспитания физических качеств.Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качествпредставляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);

б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).

Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.

Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества - ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные затраты энергии, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.
Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной эффективностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам[10].
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.

Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков только с 13-14 лет.

Билет 22

Структура и содержание урока фк: цели, методические задачи и содержание подготовительной, основной и заключительной части урока фк.

Часть урока Характеристика частей урока
цель методические задачи основное содержание продолжительность
Подготовительная Подготовка занимающихся к выполнению упражнений в основной части 1) Обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие; 2) Активизация внимания и повышения эмоционального настроя на занятие; 3) Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности; 4) Обеспечение специальной подготовки. 1) Строевые упражнения 2) Игровые задания на внимание и повышение эмоционального состояния; 3) Виды ходьбы и бега; 4) Упражнения в движении; 5) Комплекс ОРУ; 6) Специально-подготовительные упражнения. 10-20% общего времени (10-12 мин)
Основная Решение поставленных образовательных, оздоровительных и воспитательных задач 1) Разучивание новых двигательных действий; 2) Закрепление и совершенствование ранее освоенных двигательных умений и навыков; 3) Развитие фк и двигательных способностей; 4) Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых качеств личности; 5) Формирование спец. знаний. 1) Разнообразные двигательные действия; 2) Упражнения для воспитания физических и личностных качеств; 3) Подвижные игры и игровые задания. 25-30 мин
Заключительная Постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительное спокойствие 1) Снижение физ. возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц; 2) Регулирование эмоционального состояния; 3) Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся; 4) Сообщение д/з для самостоятельных занятий фу, для подтягивания «слабых мест». 1) Медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании, упражнения для осанки и на расслабление, самомассаж; 2) Успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание; 3) Подведение итогов урока; 4) Сообщение д/з. 3-5 мин

Вывод: Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Подготовительная часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению более трудных задач урока, условно называется вводной. Основная часть – направленная на выполнения основных задач урока, условно называется основной. Заключительная часть – во время нее организованно завершается урок, снижается физ.возбуждение и излишнее напряжение отдельных групп мышц. Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание выполняются в тесной взаимосвязи. Каждый этап несет в себе свои цели и свои методические задачи.

Билет 24

Наши рекомендации