Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия
1. Что такое акцентуация характера?
2. Охарактеризуйте типы акцентуированной личности, по К. Леонгарду.
3. Охарактеризуйте типы акцентуированной личности, по А.Е. Личко.
4. В чем польза изучения акцентуаций характера? Чем это знание поможет психологу в его практической деятельности?
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы
1. Преувеличение развития одних свойств характера в ущерб другим свойствам, в результате чего появляются однотипные конфликты, называют:1) стресс.2) фрустрация.3) акцентуация.4) психопатия.Ответ: 3.2. Эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, склонность к позерству, стремление выделяться среди других присуще следующей акцентуации характера:
1) экзальтированный тип.
2) демонстративный тип.
3) лабильный тип.
4) конформный тип.
Ответ: 2.
3. Акцентуации характера представляют собой:
1) крайнюю границу психической нормы.
2) обязательное проявление характера.
3) неправильную форму развития характера.
4) патологию формирования характера.
Ответ: 1.
4. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:
1) истерических черт характера.
2) шизоидных черт характера.
3) психастенических черт характера.
4) эпилептоидных черт характера.
Ответ: 4.
5.Термин «акцентуация» ввел:
1) К.Леонгард.
2) Л.С. Выготский.
3) А.Е. Личко.
4) З. Фрейд.
Ответ: 1.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. Можно ли основываясь на особенностях акцентуаций характера выявить людей, подверженных к суицидальным попыткам?
Ответ: Для застревающе-ригидного типа акцентуации характера свойственен высокий уровень предрасположенности к суицидальному поведению, вследствие склонности к аффективным, фрустрационным реакциям, эмоциональной ригидности, тревожности. Экзальтированному типу акцентуаций свойственен средневысокий уровень суицидальной опасности, этому типу свойственен широкий диапазон эмоциональных состояний, варьирующих от восторженно-возбужденного состояния до глубокого депрессивного синдрома. Эмоционально-лабильные подростки и юноши склонны к высокому риску суицидального поведения аффективного типа, для них характерно быстрое принятие решения и его осуществление вследствие эмоционального отвержения, депрессивных состояний, потери поддержки значимых людей.
2. Определите, о какой акцентуации характера идет речь:
«Я считаю, что надо жить так, как живут все и не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Я люблю, чтобы у меня было всё как у людей: хорошая, в меру модная одежда – не такая, чтобы все оборачивались на улице. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Не люблю тех, кто ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно».
Ответ:Конформная акцентуация характера.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для определения акцентуаций характера.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Акцентуации характера и психопатии.
2. Акцентуации характера подростков.
3. Акцентуации характера в старческом возрасте.
4. Причины усиления акцентуаций характера в цивилизованных странах современного мира.
Рекомендованная литература по теме занятия
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №16 «Способности»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Способности»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.