Как развивается и проявляется «звездная болезнь»?

Звёздная болезнь» у стоматологов

Академик международной БПА, чл.-корр. Петровской Академии Наук и Искусств, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ, председатель секции СтАР психология в стоматологии

Ты думаешь, что как научился зубы драть, так уж и можешь приносить обществу пользу? Ну, нет, брат, с такими узкими взглядами далеко не пойдешь… Ни-ни, ни в коем случае.

А. Чехов (1860-1904). «Общее образование».

В чем причины «звездной болезни»?

Симптомы «звездности» стали особенно ярко проявляться в коммерческой стоматологии последнего периода, и это можно связать с объективными обстоятельствами, определяющими общую «этиологию» «звездной болезни»:

– стоматология получила в свое распоряжение новейшие технологии и материалы, что позволяет докторам быстро «набирать» хорошую профессиональную форму;

– ярче стали проявляться различия между докторами по уровню мастерства – одни растут заметнее, чем другие, и это позволяет подмечать превосходство одних над другими;

– выросло материальное благополучие докторов, что выступает «катализатором» осознания своего уверенного положения в обществе;

– на рынке стоматологических кадров ощутим дефицит хороших специалистов, что побуждает профессионалов чувствовать свою востребованность;

– специалисты поняли, что неплохо заработать можно практически в любой клинике, отсюда высокомерное: «Я знаю себе цену!».

К названным внешним предпосылкам «звездной болезни» следует добавить «местечковые факторы», которые также способствуют возникновению и распространению «болезни».

Один из них – невысокий профессиональный уровень большинства докторов. На таком фоне легко «заболеть» человеку, преуспевающему. в чем-либо. Если коллектив сильный, то отдельно взятому доктору труднее завышать свою самооценку: другие то же не лыком шиты и чуть что могут указать притязательной особе на свое законное место.

Другой очевидный «этимологический» фактор, наблюдающийся в клиниках, – отсутствие регулярной объективной оценки профессиональных достижений докторов:

· ослаблен контроль за ведением медицинской документации;

· не действует система внутренней аттестации специалистов;

· нет обратной связи с пациентами после лечения;

· не проводятся конференции докторов между сменами, где бы обсуждались сложные клинические ситуации и мнения коллег относительно их устранения;

· часто врачам не известны отдаленные результаты проведенного ими лечения;

· в клинике не проводится плановая переаттестация стоматологов с присвоением внутренней категории.

При стечении обстоятельств, затрудняющих дать объективную оценку достижений специалиста, он становится сам себе судьей. Почему бы в таком случае не придти к выводу:

«Я самый самый».

Но основная причина «звездной болезни» кроется в личности специалиста. И здесь мы переходим к «патогенезу», то есть некоторым отклонениям от психологической нормы, сопровождающим «заболевание».

Звездная болезнь» - это состояние самосознания специалиста, обусловленное односторонней, некритической оценкой своего профессионального мастерства, что способствует сглаживанию внутренних конфликтов и комплексов личности.

«Звездность» выступает в роли специфического средства достижения внутреннего комфорта посредством завышения притязаний и утверждения себя в собственных глазах (прежде всего). Такой способ установления внутренней гармонии не адекватен, иррационален, поскольку, как правило, подрывает отношения с окружающим и всегда тормозит развитие профессионального мастерства. Однако личность этого не осознает по причине сниженной самокритичности и принятия в расчет оценок, выставленных самой себе.

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

И.С. Тургенев (1818-1883) – русский писатель.

«Звездная болезнь» – гипертрофированная форма самоутверждения, характерная для специалистов со сниженной самокритичностью. Нельзя сказать, что это грубый дефект психики. Но можно уверенно считать, что это одна из форм избегания реальности, способ преодоления внутренних неразрешенных конфликтов, обычно действующих на уровне подсознания.

Как развивается и проявляется «звездная болезнь»?

Цепочка симптомов прослеживается легко: специалист овладел рядом современных методик лечения; прошел курсы обучения у известных мастеров; у него неплохая запись первичных пациентов; рекламаций по поводу качества лечения нет или они редкие, или остаются не выявленными; на фоне коллег клинические результаты у доктора не хуже, а может быть, и лучше, чем у коллег; заработки хорошие; возможно, кто-то из наставников когда-то похвалил за умелые руки.

Для личности со сниженной самокритичностью подобного набора представлений о себе вполне достаточно, чтобы ощутить корону а своей голове и рассуждать примерно так: «я – профи», «я отлично знаю свое дело», «я всегда найду себе работу». Поскольку в самооценках мастерства доминируют установки «мануальщика», это приводит к отрицанию особой значимости умения устанавливать доверительные, эмоциональные контакты с пациентами. Развитие врача замедляется.

Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.

В. Гюго (1802-1885) – французский поэт, романист, драматург.

Идеология продажи своих услуг – отрицается, рассуждения о том, что врач должен научиться продавать свои услуги - шокируют. Руководители пытаются объяснить, что современный пациент – потребитель услуг, т.е. клиент, поэтому надо соблюдать его права, согласовывать с ним все решения, аргументировать план лечения и стоимость. В ответ обычно слышится возражение: «Я врач, а не продавец в магазине». Когда разногласия заходят глубже, раздается угрожающее: «Могу подать заявление».

Болезнь» обычно проявляется во взаимоотношениях с пациентами. В работе доктора с пациентами доминирует философия патернализма (от слова «отец, учитель»): «Я врач и я знаю, что и как делать».

Однако такое умонастроение идет вразрез с ожиданиями клиентов и содержанием Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с его положениями клиенту надо предоставить полную и объективную информацию об услугах, необходимо до начала лечения согласовать с план, этапы, стоимость, сроки, технологии и материалы. Стоматолог должен объяснять клиенту то, что может быть непонятным, разъяснять свою позицию. Врач имеет право аргументированно отказаться проводить лечение, если оно может причинить вред или не соответствует медицинским канонам. Но исключаются доминирование, самостоятельное принятие решений или бездоказательные заявления типа «Я так считаю».

Примеры из практики, свидетельствующие о «звездности»:

… Ортопед – мастер высочайшего класса, великолепно владеет речью, молод и хорош собой. Но… «пальцы держит веером». Иногда позволяет высокомерный тон в общении с пациентом, который, как ему кажется, «не потянет» стоимость лечения». Пациент на консультации рассказывает, что ему говорили в другой клинике о плане лечения, но наш «супер мастер» пропускает информацию мимо ушей и заявляет: «Делать надо так, как я говорю». Предлагается правильный, адекватный подход к ситуации, но пациент реагирует не на суть предложений, а на форму повествования – амбициозную, самоуверенную. И, увы, идет к менее профессиональному врачу, который был любезен и относился к человеку с уважением.

… На занятиях по психологии слушатель всем видом дает понять, что ему все известно, он давно постиг секреты общения с пациентами. Но вот до него доходит очередь сформулировать нужную мысль в расчете на пациента, корректно использовать рекомендованную технику воздействия на партнера. И всем участникам становится очевидно: гонору много, а умений не видно.

… В отзывах по обратной связи пациенты жалуются: «врач толком не объяснил, что он намерен делать», «обещал, что все пройдет безболезненно, а ребенок 20 минут кричал от боли».

…Администратор звонит в ординаторскую и сообщает врачу о времени начала приема: «Пациент уже в клинике». Ответ: «Я пью чай, пусть подождет. Я – врач». Довесок к фразе выдает «звездную» личность.

Владельцы клиник стали с волнением обсуждать ситуацию: как противостоять «звездной болезни», поразившей некоторую часть стоматологов молодого и среднего возраста. Чаще всего это отнюдь не такие уж «крутые» и одаренные врачи, как они о себе думают. Но все равно хозяину обидно, когда врач не воспринимает замечания, плохо ведет медицинскую документацию, выбивается из стиля команды. «Я учил врача на свои деньги, предоставил технологии и материалы, обеспечил рекламой. Где же человеческая порядочность и благодарность?!». Очень эмоциональные владельцы бизнеса предлагают чуть ли ни ставить «черную метку» на «зарвавшихся» коллегах – пускать вслед за уволившимся шлейф неодобрительных мнений.

Если бы наш «больной» был самокритичен,

то понимал бы следующее:

· то, чем он владеет сегодня, не есть вершина мастерства, ибо процесс профессионального усовершенствования бесконечен;

· чем больше ты что-то изучаешь, тем больше возникает вопросов;

· нередко он оценивает свои потенциальные знания, а не реальные мануальные навыки;

· чаще всего он принимает в расчет свои мануальные умения и игнорирует способность осуществлять информационную презентацию услуг, что также важно для пациента;

· не все случаи неудачного лечения известны врачу, поскольку пациенты нередко перелечиваются в других клиниках и долго терпят дискомфорт;

· хорошие заработки доктора – во многом результат высоких цен в клинике;

· запись первичных пациентов может быть результатом бренда, поддерживаемого усилиями лучших специалистов клиники;

· высокая самооценка мастерства обычно является следствием того, что в клинике плохо поставлен контроль за отдаленными результатами работы врачей;

· зазнаек в коллективе не любят.

Ежели не желаете нажить себе врагов,

то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.

А. Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ.

Формированию «звездной болезни» могут сопутствовать разные внутренние установки докторов.

Одни стоматологи в оценках своего коммуникативного мастерства ориентируются на вежливые улыбки пациентов во время лечения: улыбаются, значит довольны мною. Другие слишком уверены в том, что умеют устанавливать контакты с любым человеком. Третьи полагают, что главное – мануальные навыки, а умение находить общий язык с пациентами – выдумки психологов.

Критика в адрес «зазвездивших» докторов уязвляет их самолюбие и чувство собственного достоинства, неизбежен конфликт. Либо это внутренний конфликт, когда личность переживает столкновение между Я представляемым и Я реальным. Либо внешний конфликт, который сопровождается обвинениями в адрес руководства, психологов, пациентов.

Вдумчивый человек, познавший свои недостатки, ищет причины в себе. Эмоциональный и самоуверенный – в происках начальства, в неумении пациентов правильно оценивать работу докторов.

«Эпикриз»: «Звездная болезнь» – сигнал того, что специалист остановился в своем

развитии – профессиональном и личностном.

Если врач стремится к познанию нового в своей и смежных специализациях, если оттачивает грани своего мастерства, ему некогда и незачем «болеть».

Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.

Сенека (младший) (ок. 4 г до н.э. – 65 г.н.э.) – римский философ, политик, поэт.

Если человек развивается как личность, у него нет желания самоутверждаться посредством чрезмерного завышения оценки своих достижений. Он постоянно сравнивает себя с лучшими коллегами, и это стимулирует работу над своим я.

Кто ни с кем себя не сравнивает, тот, естественно,

мнит о себе слишком много.

Квинтилиан (ок. 35-96 г.г.) – римский оратор и теоретик ораторского искусства.

Наши рекомендации