Стереотипами. Энергетическая концепция стресса
Ниже мы будем рассматривать практики, позволяющие деловому человеку восстанавливать свое состояние в любой стрессовой ситуации и преодолевать различные проблемы, возникающие в бизнесе. Одна из основных практик – выслеживание себя в подобной ситуации – обсуждается в следующих двух разделах. Здесь мы дадим некоторые комментарии, касающиеся этой практики.
Заметим прежде всего, что понятие стрессовая ситуация не является чем-то объективным. Скорее, можно говорить о переживании этой ситуации как стрессовой определенным человеком.
Мы дадим определение этому понятию. В некоторых событиях можно говорить об ускорении темпа их протекания, иногда довольно значительном. Обычно это требует от человека повышенной скорости восприятия и принятия решений – иначе говоря, повышенной скорости мышления. Некоторые люди, попав в такое событие, не подготовлены к требуемым скоростям. У них не хватает энергии.
В традиции считается, что каждый человек имеет достаточно силы и ресурсов, чтобы справиться с любым событием, посылаемым судьбой. Однако энергия может блокироваться на предыдущих этапах жизни, и тогда текущее событие превращается в испытание. Оно может рассматриваться как знак, указывающий на необходимость восстановления требуемого уровня силы и ресурсов. Это всегда можно сделать с помощью практики трансформации картины мира. Чтобы это стало более ясным, обсудим еще раз механизм блокировки энергии.
Упомянутая неподготовленность человека обычно обусловлена всей его личной историей. Каждая ситуация стресса, в которой он оказывался в течение всей предыдущей жизни, начиная с раннего детства, отнимала часть его личной силы и свободной энергии, становясь своеобразной тренировкой некоторого привычного стереотипа реагирования.
Допустим, ребенок реагирует испугом на какие-то резкие изменения – например, исчезновение мамы из поля зрения, или резкий звук, или чье-то внезапное действие. Изначально у детей нет навыка воспринимать эти явления как угрожающие. Необходимы специальные условия, чтобы ребенок стал реагировать плачем. Но когда это случается, а потом происходит вторично, у него формируется механизм узнавания данной ситуации, включающий негативную реакцию. Одновременно формируется навык телесного реагирования: повторяющийся испуг с каждым разом вызывает все более сильные мышечные напряжения (т.к. любая сильная эмоция сопровождается некоторым мышечным напряжением). Если это повторяется систематически, то начинает формироваться зародыш будущего мышечного блока.
Наличие такой телесной памяти побуждает ребенка с каждым новым подобным эпизодом реагировать все более однозначно. Из многих случайных фрагментов своего бытия он начинает более осознанно выделять подобные эпизоды, т.к. уже сформировалась бессознательная телесная реакция. Определенная часть внимания спонтанно привлекается к таким эпизодам. Каждый новый эпизод личной истории усиливает формирующийся мышечный стереотип. Соответствующие ему телесные блоки удерживают в себе все больше свободной энергии. Так происходит обучение неадекватному стереотипу.
В дальнейшем, когда ребенок подрастет, у него могут сложиться и определенные суждения об окружающем, дающие начало неадекватной картине мира. В этой картине мира любая неожиданность будет восприниматься как нежелательная и опасная. Став взрослым, такой человек всегда будет стремиться следовать стандартам, правилам, дающим гарантию неизменности, а все изменения будут им восприниматься как стресс. Все его усилия будут направляться на то, чтобы избежать неожиданностей.
В свою очередь, возникший спазм блокирует движение энергии и все связанные с этим процессы восприятия и мышления. Как уже упоминалось, спазмированные мышцы снижают чувствительность, и человек начинает хуже воспринимать окружающую внешнюю реальность, перестает ее чувствовать. С одной стороны, это защитный механизм. С другой стороны, реагирование становится менее адекватным и менее оперативным, – в то время как внешние условия требуют как раз увеличения скоростей. В конце концов человек почувствует себя в полном тупике, испытывая безысходность и бессилие.
Каждая такая ситуация будет восприниматься как сильный стресс. Это означает, что наличие стресса всегда должно рассматриваться как знак, указывающий на необходимость изменения определенных стереотипов реагирования. Стрессовой может стать любая ситуация, на которую человек привык реагировать телесным спазмом.
Именно поэтому здесь нельзя говорить об объективности. Для каждого конкретного человека понятие стресса является уникальным. Например, когда управляющий заявляет о новых направлениях развития фирмы, некоторые сотрудники будут переживать это как стресс, т.к. ценят стабильность, а другие – как новые возможности. Некоторая ситуация может стать стрессом одновременно для многих людей только в том случае, когда существует социально принятый стандарт реагирования, воспринятый в процессе социальной адаптации (например, эпидемия или скачок доллара).
Используя введенную ранее терминологию, мы будем говорить о «закрытости» тела, которая возникает в момент стресса. «Закрытость» подразумевает телесный спазм и сужение области восприятия: если некоторая группа мышц напряжена, внимание в этой зоне тела не может быть расфокусировано, снижается чувствительность этой зоны и теряется соответствующая часть восприятия. При наличии такого стереотипа из всего контекста иногда воспринимается только какая-то одна деталь – например, в ситуации переговоров: жесткие интонации одного из партнеров, в то время как согласие и поддержка других остаются за пределами внимания.
Такой стереотип должен быть заменен на прямо противоположный. Необходимо переобучить тело, научив его реагировать на подобные ситуации состоянием «открытости». Напомним, что «открыть тело» означает расслабить мышцы в соответствующей области, расфокусировать внимание и другие внутренние действия. В целом это приводит к возрастанию восприимчивости и увеличению скорости реагирования. Кроме того, реакции становятся более адекватными, т.к. нет больше энергетического раскола – страха и паники, побуждающих бездействовать или действовать чрезмерно активно. Важно, что, как только адекватное реагирование восстанавливается, данный эпизод выходит из разряда стрессовых. Эта цель и достигается с помощью перепросмотра.
В рассматриваемой здесь стратегии целостного мышления (на ее пятом шаге) могут встретиться фрагменты ситуации, вызывающие состояние стресса. С такими фрагментами требуется отдельная работа в рамках практики перепросмотра. Телесный блок, реагирующий на данный фрагмент, представляет собой конденсированную память о длинной цепочке эмоциональных переживаний, и сильно откликается на любое новое переживание данного типа.
Любая из техник трансформации включает в себя работу с телесными блоками и высвобождение связанной в них энергии, которая затем используется для трансформации привычного (неадекватного) эмоционального стереотипа реагирования. Это делается для каждого из эпизодов цепочки, связанной с данным телесным блоком. В результате снижается или полностью исчезает сила эмоционального переживания, связанная с выделенным фрагментом, и появляется больше свободной энергии, которая будет использоваться для решения проблемы. После этого можно возобновить выполнение шага 5 и довести процесс до конца.
В итоге многие сложные ситуации не только перестают останавливать человека, но даже делают его более сильным. Более того, при систематическом использовании такой стратегии постепенно начинает уточняться и корректироваться картина мира, в которой исчезают искажения, сформированные в процессе воспитания и социальной адаптации.
3. Практика выслеживания себя