Проблема стресса в биологии и медицине 1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революцион­ной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел дру­гим путем и начал искать общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабле­ние внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий по­беды, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучи­тельно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы со­вершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, на­значение которых — справиться с возросшими требованиями к человече­ской машине» [2; с. 105].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организ­ма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диамет­рально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрес-сорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору1.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия он назвал адаптационным син­дромом, или стрессом2.

1 Стрессор — фактор, вызывающий стресс.

2 От англ. &ге§з — напряжение.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

+ стадию тревоги;

+ стадию резистентности (адаптации);

+ стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущаю­щим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, про­исходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологиче­ский характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стеро­идные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выпол­няют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отри­цал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим во­просом не занимался и соответственно нервной системе в его концеп­ции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запуска­ют ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном син­дроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредо­носный — дистресс [2]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздей­ствия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, кото­рый рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, раз­вивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [6].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угро­жающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [7].

14 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 15



Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

Проблема стресса в биологии и медицине 1.1.1. Классическая концепция стресса - student2.ru

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс

В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Проблема стресса в биологии и медицине 1.1.1. Классическая концепция стресса - student2.ru

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса

в дистресс

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаж­даться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответству­ющую философию жизни» [2; с. 109].

Специалисты в области психологии труда указывают, что «про­блема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности пе­рерастания стресса в дистресс» [13; с. 243].

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с кото­рым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса про­цесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается опреде­ленными негативными эмоциями, такое положение вещей не являет­ся единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутвер­ждения и повышением личностной самооценки [21].

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описа­нию дистресса.

Наши рекомендации