Методические рекомендации по выполнению эссе.

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета

Эссе (essay, англ. очерк,попытка,проба)представляет собой сжатое изложениекакого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Цели эссе:

4. Развитие навыков самостоятельного творческого мышления.

5. Выработка навыков аргументирования, противопоставления при анализе ситуаций.

6. Обучение краткости и последовательности изложения своих мыслей.

В эссе студент выражает индивидуальную позицию по рассматриваемой проблеме, излагает собственное мнение по выбранной теме. Наличие авторской позиции, собственного отношения к проблематике обязательно. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других авторов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна

быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализастатистических данных по изучаемой проблеме, включать примеры, иллюстрирующие решение исследуемой проблемы, анализ материалов с использованием изучаемых моделей.

В эссе допустима полемика с другими авторами (их точкой зрения), поскольку в задачу магистранта входит обязательная демонстрация кругозора по данному предмету. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

В форме эссе может быть представлен анализ имеющихся данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из различных источников информации, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми пояснениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и др.

Возможные варианты вопросов для эссе

Методические приемы Пример
Сравнение Укажите сходство и различие между...
Причина и эффект Каковы главные причины...
  Каков наиболее вероятный эффект...
Оправдание Объясните, почему вы согласны или не согласны с
  утверждением...
Обобщение Сформулируйте принципы, которые могут объяснить
  следующие события...
Создание Что если...?
Применение Опишите ситуацию, которая иллюстрирует принцип...
Анализ Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте свой ответ.
Синтез Предложите доказательство того, что...
Оценка Оцените сильные и слабые стороны...

Общий объем работы составляет от 2 до 7 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).

Предлагаемый порядок работы

8. Методические рекомендации по выполнению эссе. - student2.ru Найти 3-5 источников по теме эссе (в библиотеках, Internet).

9. Прочитать и обобщить изученный материал.

10. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).

11. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

12. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

13. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

14. Оформить работу и сдать ее.

Структура эссе.

Методические рекомендации по выполнению эссе. - student2.ru Эссе содержит минимум три части.

Введение,в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы иликратко перечисляются основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-5 предложений.

Основная часть,в которой непосредственно раскрывается заданная тема.Объемопределяется требованиями преподавателя в рамках 2-4 страниц.

При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного нового блока информации.

Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в

дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).

Использование графического материала, табличных данных, диаграмм должно быть согласовано с преподавателем и отвечать теме эссе. За излишнее количество информации оценка может быть снижена.

Цитирование в эссе не запрещается.Объем цитаты не должен превышать двухпредложений. Ссылка на первоисточник обязательна.

Заключение,в котором подводится итог проделанной работе.Объем заключениясоставляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом,

следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.

Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно. Авторы хороших письменных работ выражают свои мысли и знания четко и понятно, что позволяет преподавателям прочитывать их без затруднений. Избегайте вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать, как вы понимаете концепции предмета, а не показать преподавателю, как длинно вы можете писать или что вы умеете переписывать из первоисточника.

Внимательно читайте тему эссе. Если сомневаетесь в ее понимании, спросите у преподавателя, так как вы можете блестяще ответить на вопрос, который не был поставлен в задании, но оценка будет снижена за отклонение от темы. Обратите внимание на требования к количеству источников, наличию диаграмм и графиков, использованию конкретных терминов и концепций.

Ваши выводы должны быть объективны и аналитичны. Старайтесь избегать фраз: «дела компании улучшились…», «данное изменение негативно повлияет на общество…» и т.д.

Хорошая письменная работа представляет собой синтез теории, практики и здравого смысла. Она имеет продуманную, четкую структуру.

Прежде чем сдавать эссе на проверку, ответьте на следующие вопросы: соответствует ли моя работа теме (отвечает ли она на поставленный вопрос)? использованы ли мной концепции курса?..

Методические рекомендации по выполнению эссе. - student2.ru

соответствует ли оформление моей работы предъявляемым требованиям?

Письменная работа является важным средством закрепления, проверки знаний и выработки навыков экономического мышления. Обязательно прочитайте комментарии преподавателя. Проконсультируйтесь с ним по допущенным вами ошибкам. Постарайтесь учесть замечания в следующей работе.

Объем эссе составляет 10-15 страниц машинописного текста. При компьютерном наборе контрольная работа выполняется на листах формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа. Размеры полей страницы: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзац – 15 мм. Текст работы должен быть отпечатан через полтора межстрочных интервала, 13 шрифтом.

Творческая работа должна быть представлена преподавателю не позднее, чем за месяц до окончания аудиторных занятий. Эссе проверяется преподавателем и после краткой письменной рецензии ставится соответствующая оценка.

В случае получения студентом неудовлетворительной оценки он обязан исправить отмеченные недостатки и вновь сдать работу преподавателю. Защита эссе происходит на семинарском занятии или на консультации.

Методические рекомендации у составлению компьютерной презентации средствами PowerPoint (мультимедийная презентация)

Требования к содержательной части презентации

Компьютерная презентация должна включать в себя следующие разделы:

1. Титульный лист презентации (1 слайд).

2. Введение (1–2 слайда).

3. План презентации (1 слайд).

4. Основная часть (10–15 слайдов).

5. Список использованных информационных ресурсов (1 слайд).

Титульный лист презентации

Титульный лист презентации включает в себя:

Методические рекомендации по выполнению эссе. - student2.ru

название темы; основные данные об авторе (фамилия, имя, название факультета, номер учебной группы);

Введение

В этом разделе дается краткая информация о рассматриваемой теме: предназначение, актуальность, проблемы и т. д. Введение заканчивается указанием цели, которую автор хочет достичь с помощью презентации, а также задачами, с помощью которых решается поставленная цель.

Цель презентации – обязательный элемент данного раздела.

План презентации

Раздел представляет собой оглавление основной части презентации, возможно, с краткими аннотациями.

Основная часть

Данный раздел призван достичь поставленную автором цель.

Список использованных информационных ресурсов

В данном разделе приводится перечень информационных ресурсов (печатных изданий, ресурсов Интернет, авторов мнений, экспертов и специалистов), которые были использованы в презентации.

Требования к технологической части презентации

При построении презентации кроме требований к содержательной части необходимо учитывать требования к обязательному использованию отдельных приемов и методов, предлагаемых программой MS PowerPoint. Автору можно использовать возможности программы MS PowerPoint.

1. В презентации могут присутствовать следующие элементы: текстовые объекты; графические объекты (векторная графика);

графические объекты (пиксельная графика); схема, построенная с использованием автофигур; таблица; диаграмма; фон;

2. В презентации следует широко использовать анимацию текстовых и графических объектов. Схемы и диаграммы рекомендуется строить также с элементами анимации.

3. Для слайдов следует назначить эффекты перехода.

4. На слайде раздела «План презентации» следует обеспечить с помощью гиперссылок прямой переход на те слайды, которые соответствуют позициям плана. На всех страницах основного раздела следует предусмотреть переход на слайд раздела «План презентации».

Наши рекомендации