Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней.

Система практических упражнений в Традиции эзотерического христианства приведённая Б. Муравьёвым в 1 томе «ГНОЗИС».

Приводимая здесь система эзотерических упражнений задумана с таким расчетом, чтобы те, кто уже приобрел некоторый запас теоретического Знания, смогли применить его на практике. Упражнения разделены на три группы, в соответствии со структурой Личности. Одни из них носят физический, другие - психологический характер. Эффективность психологических упражнений зависит от выносливости организма, которую вначале следует развить с помощью ряда физических упражнений. Не следует забывать, что мы живем в теле, которое при надлежащей тренировке и дисциплине может стать, как ему и положено, эффективным и вообще незаменимым инструментом достижения поставленной цели. Не будем забывать и о том, что эзотерическое развитие требует значительных усилий, намного превосходящих привычные для нас. Поэтому тело должно быть здоровым, крепким и выносливым.

Три группы упражнений, которые выполняют на всем Пути, имеют следующие цели:
• достижение власти над телом;
• достижение власти над Личностью;
• установление контакта с высшими уровнями сознания.
Эти упражнения касаются трех "я" человека: телесного "я" , "я" личностного, истинного Я.

Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней.

Упражнения первой группысвязаны с задачей внешнего очищения: тело нужно тщательно мыть каждый день, особое внимание уделяя чистоте пупка, ступней и гениталий. Голову нужно мыть регулярно. Нос прочищают для того, чтобы обеспечить свободный проход воздуха.

Вторая группа направлена на внутреннее очищение: необходимо регулярно и полностью опорожнять пищеварительный тракт. Запоры сильно отравляют организм. Нарушая функционирование пищеварительной системы, в нормальном состоянии регулируемой Законом Семи, они препятствуют трансформации и усвоению водорода и тем самым лишают организм части солнечной энергии, которая наиболее ценна для эзотерической работы. Вследствие этого человек утрачивает возможность возвыситься над низшими центрами сознания.
Обе группы упражнений имеют огромное значение, хотя ценность их, так сказать, негативная. Сами по себе они не приводят к эзотерической эволюции, но являются ее необходимой предпосылкой, а потому выполнять их следует как можно более тщательно.
Установлению внутренней чистоты способствуют ежедневные физические упражнения (ходьба, гимнастика и т. п.) плюс соответствующая диета. Опыт подскажет нужную меру. Здесь тоже важно не переусердствовать. О том, что мера выбрана правильно, даст знать безошибочное чувство удовлетворения, сопутствующее найденной гармонии. Избранный нами режим и вид деятельности должен быть здоровым, укрепляющим и приносящим радость. Наша цель - восстановить естественное равновесие в организме, нарушенное, как правило, теми искусственными условиями, в которых мы живем и работаем.

Третья группа упражнений направлена на поиск и фиксацию правильной позы. Для выполнения психологических упражнений тело нужно поддерживать в состоянии наибольшего равновесия, чтобы внимание было целиком сосредоточено на цели упражнения. Для этого необходимо освоить и практиковать определенную позу, именуемую в Традиции позой мудреца, стараясь как можно дольше сохранять полную неподвижность.
Сядьте на жесткий стул высотой не больше тридцати сантиметров; скрестите ноги, разведя колени в стороны, а ладони свободно опустите на колени.Положение рук и ладоней может варьироваться в зависимости от конкретной цели упражнения. Необходимое условие состоит в том, чтобы голова, шея и позвоночник составляли прямую вертикаль. Плечи нужно отвести назад, а голову поднять. Тем, у кого череп удлиненной формы, рекомендуется удерживать голову так, чтобы плоскость темени совпадала с плоскостью горизонта.
Все мышцы должны быть расслаблены. Это достигается сокращением одной группы мышц за другой, а затем резким их расслаблением. В пояснице следует слегка прогнуться. При выполнении всех этих условий спина и голова естественно примут нужное вертикальное положение. Во время упражнения ни в коем случае нельзя сутулиться. Если это войдет в привычку, мы можем повредить спинно-мозговую систему. С другой стороны, нужно следить за тем, чтобы позвоночник не выгибался. И наконец, должны быть полностью расслаблены все мышцы конечностей (рук и ног, включая пальцы).
Глаза должны оставаться неподвижными.
Их положение зависит от цели каждого конкретного упражнения, но обычнонужно смотреть прямо перед собой, вдоль мысленной горизонтали, т. е. параллельно земле. Для этого измеряют в сидячем положении расстояние между глазами и полом, а затем, на таком же расстоянии от пола, закрепляют на противоположной стене в четырех-пяти метрах от зрителя предмет, который в Традицииназывается «солнцем»: на белой карточке чёрный матовый кружок диаметром три сантиметра. Хозяином своих глаз нельзя стать мгновенно. Органы зрения хуже всего поддаются дисциплине. Вот почему изучение позы мудреца начинается с закрытыми глазами. Позже, когда их можно будет открыть, мы ограничим их движения окружностью «солнца», а в конечном итоге добьемся совершенной устойчивости, так сказать, неподвижности зрения.
Таково общее описание позы мудреца. Поза мудреца - общеобязательная начальная основа успешного выполнения дальнейших упражнений, ведущих к овладению физиологическими процессами и дисциплине психической жизни.
В Традиции известны также иные позы и телодвижения: различные виды коленопреклонений, земных поклонов (когда повергаются ниц) или, например, "столпостояние" - когда требуется стоять прямо, как столб. "Столпостояние" особенно широко практиковалось в ранней Египетской Церкви. Для его выполнения (а оно требует такого владения своим телом и нервами, которое превосходит даже выучку опытного матроса на верхушке мачты плывущего корабля) выбирались узкие площадки высоко над землей, например, верхушки колонн.
Однако для психологического метода, который в Традиции носит наименование Царский Путь, практически достаточно хорошо освоенной позы мудреца. На ее основе можно выполнить почти все психологические упражнения и большую часть физических.

Четвертая группа упражнений касается дыхания. Если представить человеческий организм в виде машины, то дыхание - это ее маховое колесо. Оно упорядочивает ее действия и поддерживает ритм, устанавливаемый работой сердца. Дыхание оказывает непосредственное влияние на обмен веществ, способствуя выработке тонких энергий, необходимых организму для контакта с высшими центрами. Это воздействие можно существенно углубить с помощью контроля за дыханием, в частности - с помощью ритмичного дыхания. Дело в том, что движения грудной клетки, поддерживающие дыхание, регулируются со стороны нервной системы двояким образом: инстинктивно-автоматически, т. е. непроизвольно, и волевым усилием. При переходе от автоматизма к произвольности в человеческом организме выстраивается мостик, соединяющий физиологические и психологические функции. Этот мостик не единственный, но он очень важен.
Дыхательные упражнения сопряжены, однако, с немалым риском: при неправильном выполнении они могут привести к нежелательным и даже весьма серьезным последствиям - например, вызвать эмфизему легких или сердечную аритмию.
С начала нашего столетия в печати появилось множество книг индуистского (буддистского, теософского и пр.) толка, посвященных, в частности, вопросам дыхательного ритма и устанавливаемого над ним контроля, с комментариями западных авторов. Не вдаваясь в критический анализ систем и инструкций, изложенных в этих книгах, необходимо лишний раз предостеречь читателя относительно опасностей, подстерегающих всякого, кто приступит к выполнению дыхательных упражнений только на основе книжных описаний, а не под наблюдением опытного и добросовестного руководителя.
В православной монастырской практике - в особенности в Русской ветви Традиции - важную роль играет церковное пение, которое служит дыхательным упражнением.

В некоторых монастырях, например, в Киево-Печерской Лавре, поют во весь голос. Хор при этом должен сосредоточиться на теме песнопения, сопровождающего ту или иную церковную службу. Это смешанное "физико-психико-духовное" упражнение используется в качестве особенно эффективного средства и приносит превосходные результаты.

Цель пятой группы упражнений – констатация. С нею мы целиком входим в область психологии. Начиная с этого упражнения, мы впервые сталкиваемся на практике с проблемой самоизучения.
Констатировать - значит признать состояние вещи или явления или установить факт, удерживаясь от всякого личного суждения
(Акт констатации предполагает простое наблюдение факта при одновременном сохранении самосознания.) Таким образом, констатация требует удвоенного внимания: к объекту и к самому себе, в чем и состоит ее эзотерический смысл. Констатация требует максимальной беспристрастности, иначе она ограничится лишь сообщением - односторонним актом, который, с эзотерической точки зрения, ни к чему не ведет.
Упражнения поконстатации разделяются на две группы:
Внешняя констатация, при которой констатирующий наблюдает один или несколько внешних объектов, включая себя самого, который смотрит на себя, так сказать, "снаружи".
Внутренняя констатация, при которой констатирующий наблюдает один или несколько признаков, фактов или явлений своего внутреннего мира.
И та и другая констатация может быть пассивной или активной.

Констатации подлежат все виды нового отношения, формирующегося в человеке, который приступил к эзотерической работе. Это усилие постоянной борьбы с беспробудным сном, в который мы погружены. Известно, что человек может смотретьне видя: это характерно для большинства его зрительных впечатлений. Но он может смотреть и видеть (т.е. – наблюдать). Как только в его восприятие включается внимание, начинается внутренняя работа; но для получения сколько-нибудь существенных результатов одного наблюдения недостаточно, потому что при всем нашем внимании объект может увлечь нас настолько, что мы утратим сознание себя. Только если в процессе наблюдения мы направляем сознательноеусилие одновременно на внешнее и на внутреннее, можно добиться подлинной констатации, которая даст эзотерически значимый результат.

Соблюдение этого правила удвоенного внимания является обязательным на всем Пути эзотерической эволюции вплоть до ее вершины.

В Традиции такое постоянное усилиебодрствовать, сохраняя в уме идею Я и продолжая (только с большей эффективностью) заниматься внешней деятельностью, называется, как мы уже говорили, трезвением. Основой и отправным пунктом констатации служит общее предписание, которое Христос дал Своим ученикам: "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк 13: 37).
Но мы уже видели, что внешний человек чужд самому себе. Он живет иллюзорной жизнью: ночью - в снах, днем - в грёзах.
Наша жизнь - это сон, причем именно беспробудный.

Но при переходе от бодрствующего к высшему уровню сознания (сознанию истинного Я) - отсутствуют два существенных элемента: опыт новой жизни и знание своего имени на данном уровне. Только непрерывные, систематические усилия плюс практика констатации (предполагающая сознательное усилие присутствия, доведенного до истинного присутствия в себе) позволят человеку достичь второго Рождения - рождения Индивидуальности, понимаемой как необратимое слияние его развитой и новорожденной Личности с истинным Я.

С этого момента он получит новое имя и исподволь приобщится к тому новому опыту, о котором в "Откровении" Иоанна Богослова сказано:
"Побеждающему... дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр 2: 17).

В случае пассивной внешней констатации ее предмет - тот или иной элемент или фрагмент фильма как изображения, состоящего из цепи последовательных событий, причем без какого-либо специального между ними различения.
Она становится активной, если направлена на что-либо конкретное, сознательно выделенное нами из безразличного общего потока. Для такой активной внешней констатации разработан, в частности, специальный метод,который при регулярном его использовании дает в конце концов точную картину того, как мы выглядим в оценке окружающих. Хотя это упражнение и не является самоцелью, оно весьма продуктивно как эффективное средство избавления от большинства ложных представлений, которые мы составили о себе. Этот метод констатации можно назвать констатацией посредством рефлексии или фотографированием самого себя.

Такие фотоснимки получаются особенно удачными, если они фиксируют нас в тот момент, когда мы в полном увлечении собою что-то говорим на людях. В этом случае вырабатываемый рефлексконстатации позволяет каждому из нас почувствовать себя таким, каким нас видят в данный момент окружающие. Коллекция таких фотоснимков даст нам возможность мысленно воспроизвести впечатление, которое мы производим на других. Его хорошо иллюстрирует простое упражнение с двумя зеркалами. Мы знаем, что в зеркале наше отражение, так сказать, перелицовано: правое становится левым, и наоборот. Если же смотреть на себя через два зеркала, в их сумме зеркальный эффект исчезает. Обычно это производит странное впечатление. Подчеркиваются асимметричные черты лица, поскольку зрение больше их не корректирует автоматически, как в случае с привычным зеркальным отражением; кроме того, мы также сможем увидеть себя в необычном ракурсе - в профиль. Такое упражнение весьма полезно. В православной практике широко распространена еще одна форма трезвения - активная внешняя констатация, к которой прибегают чаще всего в виде Иисусовой молитвы, звучащей на церковно-славянском так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". В этом обращении отражены два факта: признание своей греховности и просьба о прощении. Налицо оба необходимых элемента констатации, однако действенной она может быть лишь в том случае, если молитва произносится не машинально, а сознательным усилием присутствия. Феофан Затворникв своих комментариях подчеркивает, что сила этой молитвы не в словах, - слова могут быть другие, - а в самом признании, т. е. в констатации нашей падшести перед лицом совершенного Бога. Добавим от себя, что это одновременное усилие констатации порождает то, что мы назвали бы разностью потенциалов. Оно вызывает поток благодати.

Вторая группаконстатации - внутренние констатации.

В нее входит множество обязательных упражнений, которые вместе с описанными ранее помогут тому, кто ищет Путь, утвердиться на тропинке, ведущей к тропе Доступа, а затем достичь самого Пути. (см. рис 49)

Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней. - student2.ru
Как и внешние констатации, внутренние делятся на пассивныеи активные.

Внутренней констатацией в пассивной ее форме следует заниматься ежедневно, желательно утром и в одно и то же время. Упражнение состоит в следующем:сесть в позу мудреца; дождаться, пока мышцы полностью расслабятся и ритмодвигательные функции урегулируются и нормализуются, а затем приступить к пассивной констатации всего, что предстаёт нашему внутреннему взору.

Это упражнение требует основательной тренировки. Вначале, скорее всего, вы не увидите ничего или увидите очень мало. Но если быть настойчивым, мало-помалу вам откроется целый мир, полный жизни и красок.
Со временем, по мере совершенствования, этот мир станет предметом и полем работы, цель которой состоит в том, чтобы привести его в порядок, так, чтобы в конце концов овладеть им, или, выражаясь эзотерическим языком, победить его. Но для этого необходимо его увидеть весь - проникнуть во все закоулки нашего бодрствующего сознания. Достигается это с помощью спокойной и отстраненной пассивной констатацией. Беспристрастие является главным требованием, поскольку человек, как правило, с удивлением обнаруживает в себе определенные эмоциональные и инстинктивные движения и идеи, которые в обычном состоянии сомнамбулического бодрствования считал совершенно для себя чуждыми. Человек постепенно учится исследовать свое собственное духовно-нравственное содержание и констатирует, что на поверхности бодрствующего сознания видна лишь его малая часть, основная же часть где-то в подполье. С изумлением - если не со страхом - он обнаружит, что в нем сосуществуют совершенные антиподы - поэт и циник, герой и трус. Он поймет, что в сущности он эгоист, готовый оправдать высокоумными рассуждениями любое состояние своей души, любой порыв или помысел, который в других счел бы предосудительным, если не вообще преступным.
Подобными чертами (а их в действительности великое множество, и одна другой неприглядней) завалены задворки нашего сознания, которое инстинктивно прячет их подальше по двум причинам. С одной стороны, человек, как правило, желает видеть себя в самом выгодном свете, то и дело дорисовывая для себя свой собственный образ, который и так более чем идеализирован, и исключая из него все, что противоречит его собственным представлениям о себе. Но то, что на портрете замазано, в действительности никуда не исчезает. С другой стороны, человек боится того, каков он в действительности. Пока он погружен во внешнюю жизнь, ему нет дела до своей внутренней жизни, которую открыла бы интроспекция (смотреть внутрь) и с которой он рано или поздно столкнется. А в тех редких случаях, когда какое-либо неожиданное потрясение приоткрывает человеку его истинное лицо, он в ужасе отворачивается от того, что увидел, и бросается в поисках защиты к привычному и столь успокоительному о себе представлению. Причина этого, конечно, в систематической лжи самому себе, в чем нет ничего удивительного, если учесть, что внешнийчеловек во лжи рождается, живет и умирает. Только эзотерическая работа может вывести его из этой пустыни - из мрачного и полного опасностей лабиринта, в котором он живет. Только тогда он перестанет быть внешним человеком.
Это же упражнение в констатации приносит еще один важный результат: выявление главной черты Личности.
У каждого человека имеется главная черта его Личности - своеобразная ось, вокруг которой группируются все его положительные и отрицательные качества. (Главная черта - ключевой признак, указывающий каждому его тип и количество иллюзий как первоисточник его ошибок в понятии (см. Приложение I) и, соответственно, грехов. Поскольку главная черта в каждом случае сугубо индивидуальна, она не поддается описанию в общем виде, поэтому для ее выявления необходимо руководство учителя).

Эта черта необязательно должна бросаться в глаза; она может быть незначительной и даже смешной. Как ни странно, человек не отдает себе в ней отчета и лишь с большим трудом приходит к ее выявлению. Однако выявить в себе главную черту чрезвычайно важно. Образно выражаясь, это значит ухватиться за кончик нити, чтобы затем размотать весь клубок. Выявив и изучив свою главную черту, человек сумеет определить и освоить свой тип и локализовать себя точно в центре тяжести своей Личности-в одном из восемнадцати секторов своих низших центров.( см. Приложение1)

Здесь мы переходим от теории к практике,

начинающейся с выявления и наладки трех центров. Эта задача будет занимать нас на всем протяжении тропы Доступа.
Констатация, особенно в только что описанной пассивной ее форме, служит своеобразной инстанцией отбора. Слабых она отпугнет; они откажутся от поисков Пути и еще глубже увязнут в Иллюзии. Сильные придут благодаря констатации к осознанию того, какую страшную реальность представляет их внутреннее содержание, и не то что поймут, а почувствуют, пережив подлинный душевный переворот, что давно пора отчитаться перед Судьей. Для этого необходимо незаурядное мужество.

Мы уже не раз подчеркивали, что человеку никогда не достичь Пути, если он не испытает внутренний крах и не признает свое ничтожество. Причина и значение такой необходимости становятся теперь более понятны. С самого начала эзотерической работы человек чувствует растушую потребность в составлении отчета о своей морали: для него будет менее болезненно заполнять этот отчет не весь сразу, а поэтапно. Какой бы для этого метод мы ни избрали, нужно честно составить и зафиксировать свой отчет. Для человека, достигшего 4-го уровня и конца тропы Доступа, больше нет возможности сохранять ложное представление о себе. Он должен стать как дитя, отказаться от лжи и заблуждений относительно самого себя и избавиться от всех искусственных наслоений, наложенных на него образованием, воспитанием и жизненным опытом. Вот в чем смысл слов Христа: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф 18: 3).
Упражнение по внутренней констатации - это незаменимое средство, с помощью которого человек мужественный и настойчивый сможет стать ребенком, чтобы затем следовать поПути Спасения с прочной нитью в руках.

При активнойвнутренней констатации избирают какой-нибудь конкретный внутренний объект, на который следует обратить внимание; типичная ее форма - упражнение по исследованию сознания.
Цель такого упражнения та же, что и при внешней констатации.
Оба эти упражнения естественно приводят к сосредоточению. Его объект может быть как внешним, так и внутренним, ибо Царство Божье и снаружи, и внутри нас. (См. рис.27).

Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней. - student2.ru

I. Бог как "Душа души"
II. Душа
III. Человек
IV. Комната
V. Дом
VI. Город
VII. VII. Страна
VIII. Земля
IX. Солнечная система
X. Млечный Путь, Галактика
XI. Все Миры
XII. Бог как Всеобъемлющее

Констатация может принимать различные формы в зависимости от избранного для нее объекта и общей установки (предрасположенности). Но в любом случае обязательным ее условием является двойное (удвоенное) внимание.

Упражнение по присутствию- это усилие бодрствования; как мы видели, бодрствование - главный его элемент. При ежедневном выполнении в форме пассивной констатации оно ведет к познанию самого себя. Но поскольку присутствие - и это особенно важно - должно быть по возможности постоянным, человек обязан практиковать двойное внимание на протяжении всей своей внутренней работы. Со временем он заметит, что это усилие памяти, или усилие присутствия, не только не мешает его деятельности, но наоборот, существенно облегчает ее.

У присутствия тоже есть две формы, которые необходимо рассмотреть в отдельности: первая - не-слияние и вторая - не-учитывание.
Нe-учитывание внутреннего следует культивировать до тех пор, пока оно не станет абсолютным. Но не следует путать его сне-учитыванием внешнего. Внешний человек в состоянии слияния, как правило, полон учитывания внутреннего. С другой стороны, ему недостает учитывания внешнего. К нему-то и нужно стремиться; его необходимо максимально увеличить. Внешняя жизнь характеризуется машинальностью как на психическом, так и на физическом уровне. Известно, что лучше не совать палец в запущенный маховик, не то можно вообще поплатиться жизнью. То же и на психическом уровне: ослабевшее хоть на секунду внимание уже грозит бедой. Поскольку сами мы тоже машины, с тем же маховиком, то лучше по возможности избегать столкновений с окружающими нас психическими механизмами.

Таковы в общих чертах смысл и назначение упражнения по констатации, а также цели, которых с его помощью можно достичь.

Теперь понятно, почему констатацией следует заниматься на протяжении всего Пути. Она служит, во-первых, средством достижения указанных целей и, во-вторых, средством проверки результатов, полученных на каждой очередной ступени.
Шестаягруппаупражнений касается сосредоточения- активного психологического упражнения. Оно состоит в отвлечении внимания от всего, что не является внутренним или внешним предметом сосредоточения.

Седьмаягруппакасается созерцания. Оно достигается в том случае, если мы умеем сосредотачиваться на одном и том же предмете в течение определенного периода времени.

Последняя группа имеет целью достижение экстаза. К экстазу - особому состоянию сознания - человека приводит сосредоточение, сопровождаемое длительным созерцанием. Пока длится это состояние, человек пребывает за пределами сигналов пяти своих органов чувств (Ин 11: 33; 13: 21).

Три последние группы упражнений, начиная с сосредоточения, принесут успех лишь в том случае, если мы добьемся ощутимых результатов длительной практикой констатации. А до тех пор мы вынуждены довольствоваться тем, что доступно для нас и необходимо для достижения 4-го уровня.

Только тогда человеку откроется Путь эзотерической эволюции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Зададим себе вопрос «что есть человек?». Есть некое иносказание, упоминаемое во многих древних источниках и рассчитанное на усвоение в качестве глубочайшей истины. Это притча о человеке как о колеснице.

Колеснице уподобляется тело человека; лошади - его ощущения, чувства и страсти; возница - интеллектуальные способности, включая разум; а тот, кто едет в колеснице, и есть ее хозяин.
В идеале вся эта система работает безукоризненно: возница крепко держит вожжи и погоняет туда, куда велит хозяин. Однако в подавляющем большинстве случаев все происходит совсем не так. Во-первых, хозяин отсутствует, и вознице следовало бы вначале его разыскать, чтобы затем следовать его указаниям. Без хозяина все приобрело жалкий вид: оси немазаны и скрипят; колесам недолго отвалиться; кузов шатается во все стороны; лошади хоть и хорошей породы, но некормлены и нечищены: упряжь изношена; вожжи вот-вот порвутся да и вообще могут в любой момент вывалиться из рук дремлющего возницы.
Колесница по инерции еще движется вперед, но там ничего хорошего. Она сошла с пути и катится в канаву, и тянет за собой лошадей, которым не хватает сил ее удержать. Возница засыпает все крепче и вот-вот свалится наземь. Ясно, что такую колесницу ждет беда.
Такова картина существования большинства людей, и над нею очень стоит поразмыслить.

Говоря по существу, это не более чем "железные опилки", постоянно меняющие свое взаимное расположение и всей своей массой представляющие внутри нас наше "Я". Такое "Я" -сама переменчивость; оно принимает множество разных обличий, но при этом всегда остается одним и тем же "Я", которое проявляется в человеке на протяжении его земной жизни.
Однако у этого "Я" нет ни устойчивости, ни постоянства. Оно многолико, поскольку каждый из "троих", сосуществующих в одном человеке, тоже представляет из себя сложное целое. Таким образом, наше "Я" -это множество маленьких дробных "я", относительно независимых и склонных действовать по собственному усмотрению. Такова сущность нашего "Я" - легион, как сказано в Евангелии (Мк5:9;Лк8:30).'
Вернувшись к вопросу "что есть человек?", теперь можно дать на него такой ответ: человек - это Личность. Другими словами, это некто имярек, который отождествляет себя с психическим организмом, находящимся внутри него и не имеющим никакого постоянства (или же имеющим лишь его видимость); это все, что меняется под воздействием полученных впечатлений, положительных или отрицательных, не говоря уже о влиянии физических факторов.

Вернемся к образу -трое в одном человеке. В действительности здесь имеются в виду три основных потока, составляющих и определяющих общее течение нашей внутренней жизни: интеллектуальный, эмоциональный и двигательно-инстинктивный. Хотя между ними трудно установить достаточно четкое разграничение (по причинам, о которых речь позже), их можно соотнести с мыслями, чувствами и ощущениями.
Центры тяжести каждого из этих трех режимов нашей психической жизни расположены соответственно в мозгу, сердце и в районе поясницы (впрочем, это описание не стоит воспринимать слишком буквально). Когда один из этих трех центров принимает или посылает импульс, остальные два хотя и опосредуют эту реакцию, но в целом бездействуют. Все это происходит таким образом, что центр, задействованный в данный конкретный момент, автоматически присваивает себе полномочия всей Личности и тем самым представляет собой якобы веет человека.
Рассмотрим описанное положение вещей более подробно, воспользовавшись в качестве удобного вспомогательного средства схемой, которая будет дополняться и уточняться по мере дальнейшего изучения.

Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней. - student2.ru

У каждого из трех потоков, или основных характеристик психического организма, имеются две функции: восприятие и действие. В этом отношении вся система вполне целесообразна: каждый центр оптимально соответствует потребностям внешней и внутренней жизни человека, возникающим в сфере его деятельности.
Отметим, впрочем, что теория расположения и деятельности психических центров в значительной степени условна, поскольку они, собственно, являются, так сказать, центрами тяжести. В основном мы думаем, конечно, головой - но и не только ею. То же самое - в плане соответствующих функций - можно сказать о сердце, в области которого локализован эмоциональный центр. Наконец, двигательный центр руководит инстинктивной жизнью, а также моторной и всеми психическими функциями: таким образом, его воздействие распределяется на весь организм. По причине, которая станет ясна позднее, в нашей схеме он помещается на "первом этаже", соответствующем области от поясницы и до нижней части туловища.

Подлинное предназначение человеческой Личности, этой вечно перетряхиваемой массы "железных опилок", - отнюдь не пассивное существование; напротив. Психика - это организм, который создан для вполне определенной роли, только не всегда функционирует сообразно своему назначению. Мы используем его как нечто чуждое нам, не зная, не изучая и не понимая его.
Каждый должен начать свои эзотерические исследования с изучения содержимого, структуры и деятельности собственной Личности.
Для начала попытаемся дать по возможности точное определение психических функций всех трех центров:
• Интеллектуальный центр - регистрирует, думает, рассчитывает, комбинирует, исследует и т. д.;
• Эмоциональный центр - заведует областью чувств, эмоций, а также тонких ощущений и страстей1;
• Двигательный центр - заведует пятью органами чувств, накапливает энергию в организме посредством своих инстинктивных функций и руководит потреблением этой энергии посредством функций моторных.
Двигательный центр организован сравнительно лучше, чем остальные: он полностью функционирует уже с момента зачатия, в то время как остальные центры остаются неорганизованными и неразвитыми в течение всего периода роста ребенка. Таким образом, двигательный центр характеризуется наибольшей степенью зрелости и организованности. В определенном смысле его можно назвать наиболее разумным, хотя и он иногда совершает ошибки.
В отличие от него, два остальных центра - источник почти всех наших недоразумений и затруднений. Они своевольны, постоянно вторгаются в несвойственную им сферу компетенции (в том числе и в область двигательного центра) и всюду сеют хаос.
И в самом деле: мысль никогда не бывает свободной от чувства, а чувство не бывает без примеси мысли; даже наши действия не бывают вполне адекватными и лишенными привходящих мотивов. И это смешение лишь усугубляется так называемыми помыслами, которые исходят либо из интеллектуального центра (опошляющего самые, может быть, чистые чувства своими нескончаемыми расчетами), либо из центра эмоционального (путающего все карты интеллектуального центра).
Вот почему, пока мы не изучим достаточно глубоко структуру собственной Личности, мы не сможем не то что навести порядок в своей психике, но даже вывести ее из состояния вечной анархии и удручающего абсурда. Только изучение Личности позволит нам приступить к регулированию и настройке собственного организма.
Единственный путь к этой цели - работа над собой посредством самонаблюдения.
Личность —это организм со своей собственной структурой. Но мы не осознаем и не изучаем ее; она остается за пределами нашего внимания, поминутно увлекаемого внешними событиями и механическими реакциями, которые они в нас вызывают.

Первая попытка внутреннего наблюдения уже дала нам возможность различить три фокуса своей психической жизни, представленные тремя психическими центрами (см. рис. 4). Необходимо уяснить, что эти центры не являются физическими точками или органами с той или иной локализацией в человеческом теле. По своей природе они, скорее, подобны центрам тяжести, в которых фокусируются три основных потока психической жизни. Но и такое определение не будет исчерпывающим. В частности, двигательный центр активно участвует во всех наших физических и душевных движениях. Когда какая-либо мысль возбуждает в нас внутреннее движение, двигательный центр тоже играет в нем свою роль, то есть непосредственно регулирует процесс движения как таковой. То же самое можно сказать о чувствах, страстях, ощущениях и т. д. Поэтому, например, всякое открытие, сделанное интеллектуальным центром при участии двигательного, тут же передается двигательному, а затем переносится в центр эмоциональный, где вызывает соответствующую реакцию. Такая передача может происходить по-разному, хотя схема в общем одна: мысль — эмоция — движение. Вспомним, как Архимед, открыв свой знаменитый закон, вне себя от радости выбежал на улицы Сиракуз с криком «эврика!». Этот пример показывает, что три психических центра, которые охватывают, регулируют и выражают жизнь нашей Личности, не являются автономными.

Затем благодаря систематической интроспекции мы обнаруживаем, что каждый из трех центров подразделяется на две части, две половины: положительную и отрицательную. От природы эти половины взаимосвязаны, поскольку фактически они подобны парным органам нашего тела (например, рукам или ногам), которые полярно противоположны, но дублируют друг друга и одновременно выполняют одну и ту же работу. Благодаря такому внутреннему делению центров, отражающему всеобщий принцип полярности, они обладают своеобразной способностью сравнения, то есть подхода к той или иной возникшей проблеме с обеих сторон. Образно говоря, положительная часть каждого центра занимается лицевой стороной проблемы, а отрицательная — ее изнанкой. Затем из выявленных полюсов проблемы, положительного и отрицательного, или ее, так сказать, позитива и негатива весь центр как таковой формирует соответствующее синтетическое решение. Примером такого решения является критический анализ. Сказанное не следует понимать так, будто положительная половина центра полезна, а отрицательная — вредна. Их названия не подразумевают ничего подобного и не несут в себе никакой оценки; «положительность» и «отрицательность» упоминаются здесь в том же смысле, в каком мы говорим о заряде элементарных частиц.

Если мы рассмотрим функционирование двигательного центра, мы увидим, что его половины нераздельны и по своей структуре, и по своему действию; несколько обобщая, можно сказать, что положительная половина соответствует совокупности инстинктивных функций психофизического организма человека, а отрицательная — совокупности его двигательных функций. Другими словами, двигательный центр — это «управляющий» нашего тела; его задача — уравновешивать энергии, потребляемые его положительной половиной, энергиями, потребляемыми половиной отрицательной.

Такая же симметрия — и такая же полярность — наблюдается и в остальных двух центрах.

В положительной половине интеллектуального центра рождаются созидательные и творческие идеи; но именно отрицательная его половина рождает мысль, позволяющую их оценить, и именно функциональная полярность этого центра делает его способным к оценке.

То же самое можно сказать и об эмоциональном центре. Здесь отрицательная половина противодействует положительной и вместе с тем дополняет ее, что, в частности, позволяет нам с их помощью отличать дозволенное от недозволенного.

Порою возможности отрицательной половины подвергаются злоупотреблению, которое представляет собой реальную опасность. Это было бы особенно очевидно на примере двигательного центра, но здесь имеется свой контрольный сигнал — физическая усталость, предотвращающая чрезмерный расход энергии. В других центрах злоупотребление отрицательными половинами принимает более изощренные и угрожающие формы, которые могут нанести значительный ущерб как нашей психике, так и нашему телу. Например, в отрицательной половине интеллектуального центра находят пристанище и пищу ревность, хитрость, лицемерие, подозрительность, вероломство и т. п. Отрицательная половина эмоционального центра вбирает в себя все отрицательные впечатления и служит двигателем для весьма широкого спектра негативных эмоций — от грусти до ненависти. Далее нам еще представится случай несколько глубже проанализировать проблему отрицательных эмоций. Их разрушительная роль обычно недооценивается; тем не менее они служат одним из серьезнейших препятствий на пути эзотерического развития.

Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней. - student2.ru
Рис.7

Однако структура каждого центра не ограничивается двумя подразделениями. Как положительная, так и отрицательная половины, в свою очередь, подразделяются на три сектора. Таким образом, вышеприведенная схема приобретает следующий вид:Эти упражнения были разработаны в незапамятные времена: они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней. - student2.ru
Итак, в положительной и отрицательной половине каждого центра имеется равное количество секторов. Один из трех секторов каждой половины представляет данный центр в его естественном виде. Так, в интеллектуальном центре имеются два чисто интеллектуальных сектора - положительный и отрицательный; в двигательном центре - два чисто двигательных, и т. д. Наряду с "чистыми" секторами мы находим здесь секторы составные, которые служат "представительствами" двух остальных центров в данном центре. Таким образом, каждый центр характеризуется следующей совокупностью секторов:

Интеллектуальный центр: секторы:
1) чисто интеллектуальные (положительный и отрицательный)
2) эмоционально-интеллектуальные (положительный и отрицательный)
3) двигательно-интеллектуальные (положительный и отрицательный).

Эмоциональный центр: секторы:
1) чисто эмоциональные (положительный и отрицательный)
2) эмоционально-интеллектуальные (положительный и отрицательный) 3) эмоционально-двигательные (положительный и отрицательный).

Двигательный центр:
а) положительная часть:
1) чисто инстинктивный сектор
2) инстинктивно-интеллектуальный сектор
3) инстинктивно-эмоциональный сектор;
б) отрицательная часть:
1) чисто двигательный сектор
2)двигательно-интеллектуальный сектор
3)двигательно-эмоциональный сектор.

Всего насчитываютсявосемнадцать секторов, которые, в своей совокупности образуют принципиальную структуру Личности.
Благодаря такой системе ни один из трех центров не может действовать автономно (за исключением некоторых крайних случаев). Секторы, представляющие в каждом из трех центров два остальных центра, позволяют всей системе работать согласованно - с той, в частности, особенностью, что участие двух центров в работе третьего всегда бывает окрашено его спецификой.

Система центров довольно сложна, но в совершенстве отвечает всем нашим потребностям, позволяя воспринимать все психофизические элементы Вселенной, реагировать на полученные впечатления, создавать понятия и выполнять сложные операции.

Изучение структуры Личности позволяет разобраться с немаловажной в эзотерике проблемой человеческих типов. Конечно, каждый человек тем или иным образом неповторим в масштабах Вселенной; но не менее верно и то, что человеческие типы повторяются, причем гораздо чаще, чем это принято считать. Основных же типов очень немного - всего три.

Эти типы различаются соответственно преобладанию в Личности одного из трех психических центров: интеллектуальный тип (человек думающий, высчитывающий, анализирующий), эмоциональный (человек чувствительный, артистичный, романтичный) и, наконец, "человек действия". В Учении их называют соответственно тому, в каком центре главным образом сфокусирован внутренний мир в целом, т. е. психика,двигательном ("человек № 1"), эмоциональном ("человек № 2") или интеллектуальном ("человек № 3").

С самого своего рождения каждый из нас принадлежит к одному из описанных трех типов, вне зависимости от цвета кожи, касты или социального положения. Таков закон Природы. Человеку не дано избежать этой типологии или изменить свой тип.

Впоследствии мы впрочем увидим, что кроме трех основных существуют еще и другие, высшие типы, - однако (за редчайшими исключениями) принадлежность к ним не является врожденной. Такие типы возникают в процессе длительного созревания; здесь действительно нужно "родиться заново", как сказал Христос Никодиму (Ин 3: 3-8). Подняться на этот уровень можно лишь ценою длительных и упорных усилий в соответствии с правилами, установленными эзотерической наукой еще за много веков до нашего времени.

Наши рекомендации