Тема: Информационный диалог

Домашняя работа 2

Влияние. Противостояние влиянию

Тема: Психологическая самооборона

Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот ответ, который кажется вам наиболее конструктивным с точки зрения психологической самообороны. В высылаемом преподавателю выполненной работе укажите (для каждого из заданий 3-26) номер правильного варианта ответа и обозначение необходимой интонации (см. ниже). Помните о том, что ответ может быть либо в технике внешнего согласия, либо в технике английского профессора. Укажите, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа.

Ваш ответ будет оцениваться по двум параметрам: а) выбор подходящей формулировки; б) выбор подходящей интонации.

Возможные интонации:

ЗА — задумчивая BE — веселая

НА — напористая ГР — грустная

ХО — холодная СП — спокойная

ТЕ — теплая ЯЗ — язвительная

Вышлите ответ преподавателю (содержание выбранного варианта можно не писать – например, 3-1 ЗА; 4-2 СП…)

Сохраните пожалуйста такую нумерацию – с 3-го номера (чтобы мне не менять шаблон для проверки ваших ответов)!!!

Задания первого уровня

Задание 3

Манипулятор. Ну почему вы такой агрессивный?

Адресат действительно ведет себя напористо.

Конструктивный ответ:

1) Если я не буду агрессивным, дело не сделается.

2) Я не агрессивный, а активный.

3) А вы почему такой пугливый?

4) Моя агрессивность меня поддерживает.

Задание 4

Манипулятор. Я не знал, что директор по маркетингу у нас такой легкомысленный.

Адресат только что принял внезапное решение.

Конструктивный ответ:

1) Это с вашей стороны легкомысленно — делать такие замечания.

2) Легкомыслие не порок.

3) Да, думаю я без натуги.

4) Я не легкомысленный, уверяю вас.

Задание 5

Манипулятор. Вы всегда такой придирчивый?

Адресат действительно любит точность в мелочах.

Конструктивный ответ:

1) Всегда, всегда. Так что на легкую жизнь не надейтесь...

2) Да. Я строг к цифрам.3) Нет, только по отношению к тем, кто не точен в работе...

4) Это только вам так кажется.

Задание 6

Манипулятор. Вы, наверное, специально не учились маркетингу?

Адресат специально не учился маркетингу.

Конструктивный ответ:

1) Вы что, считаете, что я недостаточно профессионален?

2) Да, вы правы. Специально не учился.

3) А вы учились?

4) Я разбираюсь в этих вопросах лучше, чем многие так называемые профессионалы.

Задания второго уровня

Задание 7

Манипулятор. Вы что, в Англию не едете? Не берут?

Адресату действительно отказали от включения в команду для поездки в Великобританию

Конструктивный ответ:

1) Да, в этот раз меня нет в составе делегации.

2) Меня никто не может послать или не послать. Я сам принимаю решения.

3) Я в прошлом году ездил.

4) Да я сам отказался.

Задание 8

Манипулятор. Вы уже все проверили? Так быстро?

Адресат действительно закончил проверку быстрее, чем можно было ожидать

Конструктивный ответ:

1) Да. Все в порядке.

2) Да. А что?

3) Да, проверил. А вам кажется, что я не мог этого сделать так быстро?

4) Да, у меня нет времени этим дольше заниматься.

Задание 9

Манипулятор. Ты у нас такой доверчивый, всем доверяешь...

Адресат действительно склонен доверять большинству людей

Конструктивный ответ:

1) Вот тебе и раз! А я думал, что я недоверчивый.

2) Это напоминает мне фильм «Бриллиантовая рука», когда жена говорит: «Он такой доверчивый...»

3) О да! Меня так легко обмануть! Тебе это известно лучше, чем кому-либо другому.

4) Да, это у меня в крови.

Задание 10

Манипулятор. Вы у нас никому не доверяете, я знаю...

Адресат не вполне доверяет манипулятору Конструктивный ответ:

1) Да с чего вы взяли! Я доверяю...

2) Да, я Фома неверующий.

3) Это вы никому не доверяете.

4) Ну, у нас-то с вами полное доверие.

Задания третьего уровня

Задание 11

Манипулятор. Выступать должны не вы. Вам не поверят.

Адресат собирается выступить на Совете директоров с предложением начать проект, прибыльность которого очень трудно доказать.

Конструктивный ответ:

1) А вам поверят?

2) Да, я как-то не умею внушать веру...

3) Да, люди сейчас вообще ничего не принимают на веру...

4) Простите, но ни у кого пока нет оснований мне не верить.

Задание 12

Манипулятор. Ну как это, приятно идти по чужим головам? Значит, минуя Иванова, тебя поставили на должность начальника отдела?

Адресат действительно назначили начальником отдела, хотя эту должность должен был бы занять Иванов, прежний заместитель начальника отдела.

Конструктивный ответ:

1) Да, это не лишено приятности.

2) Да нет, не иду я ни по чьим головам.

3) Зато тебе, я вижу, это неприятно.

4) Я иду по жизни с собственной скоростью: кого-то я обгоняю, а кто-то обгоняет меня.

Задание 13

Манипулятор. Ну, вы совершенно отстали от жизни...

Адресат выступил с предложением, которое он не считает отставшим от жизни.

Конструктивный ответ:

1) Это вы отстали от жизни!

2) Напротив! У меня совершенно новое предложение!

3) Жизнь стремительна, это правда.

4) Мы все живем в отсталой стране.

Задание 14

Манипулятор. Вы судите со своей субъективной точки зрения,

а я вам говорю, как обстоят дела в действительности...

Адресат только что высказал свое мнение по какому-то вопросу, как ему кажется, обоснованное.

Конструктивный ответ:

1) У вас тоже субъективная точка зрения. Никому не дано судить объективно.

2) Согласен, что ваша точка зрения тоже очень важна.

3) А по-моему, я прав.

4) Действительности не существует. Мир — это совокупность субъективных ощущений.

Тема: Информационный диалог

После того, как вы применили психологическую самооборону и благодаря этому вернули себе самообладание, нужно решить, что говорить и как говорить, чтобы остаться в рамках информационного обсуждения проблемы.

Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот ответ, который кажется вам наиболее конструктивным для информационного диалога.

Возможные техники:

Вопрос по существу дела

Вопрос для прояснения целей манипулятора

Ответ

Ответ + Вопрос по существу дела

Ответ + Вопрос для прояснения целей

Сообщение

Предложение по существу дела

Предложение по выбору темы обсуждения

Отказ

Отсрочка ответа

Укажите также, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа.

Ваш ответ будет оцениваться по двум параметрам: а) выбор подходящей формулировки; б) выбор подходящей интонации.

Возможные интонации:

ЗА — задумчивая BE — веселая

НА — напористая ГР — грустная

ХО — холодная СП — спокойная

ТЕ — теплая ЯЗ — язвительная

Задания первого уровня

Задание 15

Манипулятор. Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали?

Адресат действительно не слышал никакого ответа.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Разве вы уже ответили?

2) Почему вы решили, что я не слышал?

3) Ах, нуда,действительно, извините...

4) Простите, я не уверен, что слышал ответ на этот вопрос. И каков же ваш ответ?

Задание 16

Манипулятор. Если подчиненные не сообщают своему руководителю о звонке делового партнера, то о такой организации можно сделать определенные выводы...

Адресату действительно не передали информацию о звонке данного делового партнера.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Например, какие выводы?

2) О своей организации лучше всего могут судить те, кто в ней работает.

3) Да-да, спасибо, что вы обратили мое внимание на этот факт.

4) Давайте не будем перепрыгивать к выводам на основе одного случайного факта.

Задание 17

Манипулятор. Ты у нас такой добрый, всех любишь...

Адресат действительно склонен доброжелательно относиться к большинству людей.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Добрый не значит мягкотелый.

2) С чего ты взял?

3) Я иду по жизни очень жестко.

4) Что ты на самом деле хочешь этим сказать?

Задание 18

Манипулятор. Так вот, в состав группы войдут 5 человек, в том числе Петров. Бюджет на этот месяц составит... Кстати, что вы нашли в этом Петрове? Наверное, просто один институт заканчивали?

Адресат действительно выделяет Петрова из остальной массы сотрудников, но пока

еще не проверил его в деле по-настояшему.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Нет, мы с ним закончили разные институты. Он — Университет, а я Политехнический.

2) С Петровым или без него, бюджет группы будет одним и тем же, не правда ли?

3) Почему вы решили, что я в нем что-то нашел?

4) Предлагаю вернуться к вопросу о бюджете группы на этот месяц.

Задания второго уровня

Задание 19

Манипулятор. А вы забывчивы! Наше дополнительное условие-то

не включили в договор.

Адресат действительно не включил этого дополнительного условия в договор, потому что забыл о нем (или предпочел забыть).

Наиболее конструктивный ответ:

1) Вы тоже часто забываете мои поправки.

2) Я всегда все помню.

3) Какое условие вы имеете в виду, уточните, пожалуйста.

4) Не было никакого дополнительного условия, насколько я помню.

Задание 20

Манипулятор. Вы, дорогой, быстрее всех соображаете. Вот

и сообразите, как вывернуться из этой ситуации.

Адресат не имеет отношения к данной ситуации и не обязан «соображать», как из нее «вывернуться».

Наиболее конструктивный ответ:

1) Хорошо, я постараюсь найти выход.

2) Почему это я должен этим заниматься?

3) Почему вы решили, что я самый сообразительный?

4) Если вы предлагаете мне заняться этим вопросом, то давайте обсудим, на каких условиях.

Задание 21

Манипулятор. Придется, видимо, привлечь Вадима. Нам с вами

одним не найти выхода из этой ситуации.

Адресат действительно не знает, как найти выход из создавшейся ситуации, и в глубине души чувствует, что им нужна помощь эксперта.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Почему вы сразу вспоминаете о Вадиме?

2) Почему вы считаете, что Вадим лучше меня?

3) Как мы могли бы сформулировать задачу Вадиму?

4) Зачем нам Вадим? Я и сам прекрасно справлюсь.

Задание 22

Манипулятор. Кто это решил? Ты?!

Адресат действительно принял это решение, не посоветовавшись с манипулятором.

Однако он и не обязан был с ним советоваться

Наиболее конструктивный ответ:

1) Да, а что?

2) Да, я.

3) А что тебе не нравится в этом решении?

4) Допустим. А почему тебя это так волнует? Это вообще не твой вопрос.

Задания третьего уровня

Задание 23

Манипулятор. С Федоровым переговоры ведешь? А не боишься,

что он тебя обставит?

Адресат действительно имел предварительный разговор с Федоровым о договоре с ним.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Почему ты решил, что я могу кого-нибудь бояться?

2) Почему тебя интересуют мои переговоры с Федоровым?

3) С чего это ты вдруг решил на меня наехать?

4) Решил рискнуть.

Задание 24

Манипулятор. Уверяю тебя, Никодимов тебя предаст, как только

сам силу наберет.

Адресат взял к себе заместителем Никодимова, в которого верит.

Наиболее конструктивный ответ:

1) Почему ты так думаешь?

2) Почему ты всегда против моих заместителей?

3) Не собираюсь с тобой обсуждать кого бы то ни было.

4) Почему ты решил говорить со мной об этом?

Задание 25

Манипулятор. Только такой тонкий человек, как ты, может ладить

с таким подлецом, как Сухостоев.

Адресат действительно ладит с Сухостоевым и при этом отнюдь не считает его подлецом.

Наиболее конструктивный ответ:

1) С чего ты взял, что он подлец?

2) Чего ты добиваешься этим разговором?

3) А ты почему с ним не ладишь? Тонкости не хватает?

4) Что ты имеешь в виду под моей тонкостью?

Задание 26

Манипулятор. Ты думаешь, что уже готов работать без меня?

Адресат действительно собирается уйти из фирмы.

Наиболее конструктивный ответ:

1) А ты думаешь, нет?

2) Почему ты решил, что я собираюсь работать без тебя?

3) Да, я думаю начать собственное дело.

4) Ты тоже уже готов от меня избавиться.

Литература:

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2010

2. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. Спб.: ООО «Речь»

3. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый : Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992

Наши рекомендации